Психология толпы

Линчующая толпа. Сторонники независимости США линчуют сторонника британской короны.

Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов. История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам. Учёные разработали несколько различных теорий, объясняющих психологию толпы[1].

Содержание

Разновидности толпы

Толпы могут подразделяться в зависимости от активности (собственно толпа) или пассивности участников (публика, аудитория). Толпа классифицируется в зависимости от доминирующего поведения участников.

  • Агрессивная толпа — бунтующая и линчующая толпа, характеризуется проявлением агрессии в отношении людей или объектов.
  • Паническая толпа[2] — доминирующей формой поведения спасающихся толп является паника, как, например, в случае пожара в театре.
  • Стяжающая толпа — сходны со спасающимися тем, что те и другие вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект.
  • Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы[2][1].

Закономерности

Несмотря на отсутствие единства в мнениях среди исследователей, к характеристикам толпы чаще всего относят:

  • духовное единство или «умственную однородность»;
  • эмоциональность;
  • иррациональность[1].

Густав Лебон объяснял духовное единство толпы механизмом заражения — механического распространения аффекта от одного члена к другому по типу инфекционного заболевания. Другие исследователи, подобно Стэнли Милгрэму и Точу, полагали, что видимая психическая однородность толпы может также объясняться механизмом конвергенции: сходно мыслящие и чувствующие индивидуумы имеют тенденцию собираться вместе и объединяться в толпу. Таким образом, однородность скорее предшествует, нежели вытекает из принадлежности к толпе. Два механизма предположительно объясняют эмоциональный и иррациональный характер толпы:

  • утрата ответственности вследствие анонимности;
  • впечатление всеобщности[1].

Теории психологии толпы

Карл Юнг заложил основные понятия Коллективного бессознательного. Другие известные исследователи психологии толпы — Густав Лебон, Вильфред Троттер, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти.

Классические теории

Основная идея Зигмунда Фрейда касательно психологии толпы, заключается в гипотезе, что люди в толпе, действуют иначе, чем люди, которые мыслят индивидуально. Разумы группы людей объединяются в некий коллективный разум. Энтузиазм каждого члена группы в результате усиливается и интересы одной личности становится менее значимыми для неё самой при действии в толпе.

Гюстав Лебон характеризовал душу толпы таким образом:

Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

Примеры массового поведения

См. также

Ссылки

  1. ↑ Энциклопедический словарь юридической психологии
  2. 1 2 Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. −208 с. ISBN 5-305-00046-7


Психология толпы.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52