ПТ-76Б | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПТ-76 обр. 1952 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | лёгкий танк/ плавающий танк |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 14,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1951—1967 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1951 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 3039[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6910 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 7625 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3140 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2195 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4080 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2740 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 370 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная гомогенная высокой твёрдости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 10 / 80° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 10 / 45° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 10 / 45…90° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 10 / 0° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 8 / 0° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 6 / 0° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (середина), мм/град. | 6 / 45° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 6 / 45…90° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 6 / 85—90° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 15 / 35° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 15 / 35° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 10 / 35° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 76-мм Д-56Т | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | —4…+30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | до 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | телескопический ТШК-66 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 240 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20..25 (10,2 на плаву) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 240..260 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 180..210 (60..70 на плаву) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 17,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 38 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изображения на ВикискладеПТ-76 |
ПТ-76 — советский плавающий танк, лёгкий по массе. Принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 ПТ-76, а также ряд машин на его базе[1]. Танк состоял на вооружении Советской Армии, однако впоследствии был в основном заменён БМП. Тем не менее, ещё до 100 танков этого типа по состоянию на 2004 год состояло на вооружении вооружённых сил России[2]. Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий[3]. По состоянию на начало 2008 года, всё ещё остаётся на вооружении в ряде стран[2].
Содержание |
В предшествовавшие Второй мировой войне годы в СССР был накоплен значительный опыт разработки плавающих танков. С началом Великой Отечественной войны работы по ним, как и производство уже разработанных образцов, были прекращены, так как перед конструкторами встали более важные задачи. На 1941 год СССР обладал крупнейшим в мире парком плавающих танков, но в последовавших боях начального периода войны подавляющее большинство из них было потеряно. В результате, к началу продвижения советских войск на запад в 1943 году, Красная Армия осталась лишь с относительно небольшим парком устаревших и отличавшихся невысокой надёжностью машин, чьи боевые возможности явно не соответствовали требованиям армии[4].
Помимо этого, в 1944—1945 годах советские войска испытывали значительную потребность в переправочных средствах для преодоления многочисленных водных преград во время наступления по Восточной Европе[4]. Однако самоходные переправочные средства собственного производства отсутствовали, а ещё сохранившиеся в частях плавающие танки довоенной постройки для этой цели не годились, поскольку из-за невысокой плавучести они не могли принимать на себя дополнительную нагрузку. Всё это приводило к тому, что солдатам Красной Армии до прибытия не поспевавших за темпом наступавших войск возимых понтонных мостов приходилось использовать для переправы подручные средства, обычно исключавшие перевозку сколько-нибудь тяжёлого вооружения. Это существенно замедляло темпы наступления и приводило к повышенным потерям[4].
После окончания войны проблема отсутствия на вооружении Советской армии амфибийной техники всё ещё оставалась острой. В случае возможного конфликта с Западом основным театром военных действий считалась Центральная Европа, которая, с её значительным количеством водных преград, доставила бы немало сложностей советским войскам[5]. В связи с этим, уже к концу 1940-х годов, был разработан и принят на вооружение целый ряд как возимых переправочных средств, так и плавающих автомобилей и транспортёров. Разработка амфибийной бронетехники шла, однако, не столь успешно. Сразу по окончании войны было разработано техзадание на создание плавающих танка и бронетранспортёра с максимальной степенью унификации. Танк должен был быть вооружён 76-мм пушкой, и вдобавок должен быть способен перевозить на плаву десант из 20 человек на броне. Разработанный заводом «Красное Сормово» в 1946—1948 годах танк Р-39, схожий по конструкции с плавающими танками довоенной разработки, отличался слабым бронированием и показал на испытаниях недостаточные надёжность, скорость на воде и запас плавучести, что привело к прекращению работ над ним[6].
Разработка нового плавающего танка постановлением от 15 августа 1949 года была поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50. Согласно уточнённому техническому заданию, танк должен был иметь массу в 13—14 тонн, вооружение из 76-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и бронирование до 10 мм. Двигатель В-6 должен был обеспечивать танку скорость в 40 км/ч на суше и 10 км/ч на плаву. Уже к концу 1950 года конструкторское бюро было обязано предоставить опытный образец танка на испытания[7].
В качестве движителя танка на плаву рассматривались на этот раз различные варианты, но в результате выбран был водомётный движитель. Главным конструктором танка стал Н. Ф. Шашмурин. Однако, у водомётного движителя нашлось немало противников, и в результате на московском ВРЗ № 2 была начата разработка альтернативного проекта, использовавшего в качестве движителя гребные винты по образцу более ранних разработок[8]. Тем временем, работы по объекту 740 продвигались успешно, и при проектировании танка были учтены многие недостатки его предшественников. Опытные образцы танка и бронетранспортёра были закончены весной 1950 года и уже к июню того же года поступили на государственные испытания. К тому времени были закончены и образцы ВРЗ № 2 — танк К-90 и бронетранспортёр К-78[9].
Сравнительные испытания объекта 740 и К-90 были проведены с 5 по 29 июля 1950 года. На испытаниях объект 740 показал значительно лучшую проходимость, чем К-90. Приёмной комиссией также было отмечено, что по целому ряду параметров, — в частности, по толщине брони, удельному давлению на грунт, скорости на суше и запасу хода, — новый танк даже существенно превосходит выданные заданием требования[10]. В заключении государственной комиссии говорилось[11]:
Установленный на предъявленном плавающем танке ряд конструктивно новых агрегатов и узлов, ранее не применявшихся на плавающих танках, как то: водомётные движители, эжекционная система охлаждения, воздухоочистка с автоматическим удалением пыли, гидравлические амортизаторы и др., обеспечивает следующие преимущества:
- а) водомётные движители обеспечивают хорошую скорость и маневренность на плаву и высокую проходимость по водоёмам, заросшим кустарником, камышом и различными водорослями. Низкое удельное давление гусениц на грунт (0,44 кг/см²) позволяет танку преодолевать сильно заболоченные участки, а при наличии воды может быть дополнительно использована тяга, создаваемая водомётами.
- Испытания водомётов в условиях, когда через водомётные трубы транспортировалось значительное количество гальки, подтвердило надёжность работы и конструктивную прочность всей водомётной установки;
- б) эжекционная система охлаждения, в отличие от вентиляторной, потребляет значительно меньшую мощность, имеет малые габариты, проста по конструкции и обслуживанию.;
- в) установка гидроамортизаторов при наличии индивидуальной торсионной подвески обеспечивает высокую плавность хода, что повышает среднюю скорость движения и меткость стрельбы с ходу;
- г) проведённые в процессе испытаний форсированные марши до 510 км, а также безостановочные и ночные марши подтверждают способность плавающих танков совершать длительные, напряжённые марши с высокими средними скоростями движения.
В результате, 6 августа 1951 года постановлением Совета Министров СССР объект 740 был принят на вооружение Советской Армии под обозначением ПТ-76 (плавающий танк с 76-мм орудием)[12].
График производства ПТ-76 для Советской Армии[13][14] | ||||||||||||||||||
Год | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | Всего |
ПТ-76 | 10 | 85 | 210 | 400 | 500 | 206 | 265 | 180 | 40 | — | ||||||||
ПТ-76Б | — | 110 | 105 | 121 | 112 | 204 | 191 | 69 | н/д | н/д |
Боеприпасы пушки Д-56Т[15][16] | |||||||||
Марка выстрела | Тип снаряда | Марка снаряда | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м | Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды | |||||||||
УБР-354 | бронебойный остроголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-354 | МД-10 | 655 | 780 | ||||
УБР-354А | бронебойный тупоголовый с локализаторами и баллистическим наконечником, трассирующий | БР-350А | 9,12 | 6,30 | 155 | МД-7 | 662 | 780 | |
УБР-354Б | бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-350Б | 9,12 | 6,50 | 119 / 65[17] | МД-8 | 655 | 780 | |
УБР-354П | бронебойный подкалиберный катушечного типа, трассирующий | БР-354П | 6,30 | 3,02 | — | — | 950 | 940 | 1943 |
УБ-354Н | бронебойный подкалиберный обтекаемой формы, трассирующий | БР-354Н | 6,00 | 3,02 | — | — | 950 | 1050 | |
УБП-353М | кумулятивный, трассирующий | БП-350М | 5,47 | 3,94 | 490 | БМ | |||
УБК-354 / УБК-354М |
кумулятивный оперённый, трассирующий | БК-354 / БК-354М |
7,00 | 740 | ГПВ-1 или ГКН |
1955 | |||
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||
УОФ-354М | стальная осколочно-фугасная граната | ОФ-350 | 8,82 | 6,20 | 710 | МГ-1 или КТМ-1-У или КТМЗ-1-У | 680 | 820 | |
УО-354АМ | осколочная граната сталистого чугуна | О-350А | 8,83 | 6,21 | 540 | МГ-Н или КТМ-1-У |
Таблица бронепробиваемости для Д-56Т[18] | ||||||
Снаряд \ Расстояние, м | 100 | 300 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-350Б | ||||||
(угол встречи 90°) | 80 | 75 | 70 | 60 | 50 | 45 |
(угол встречи 60°) | 65 | 60 | 55 | 50 | 45 | 35 |
БР-354 | ||||||
(угол встречи 90°) | 95 | 60 | 70 | 60 | ||
(угол встречи 60°) | 75 | 76 | 55 | 45 | ||
БР-354П | ||||||
(угол встречи 90°) | 120 | 105 | 90 | 60 | —[19] | |
(угол встречи 60°) | 95 | 85 | 75 | 50 | ||
БР-354Н | ||||||
(угол встречи 90°) | 125 | 110 | 90 | 75 | ||
(угол встречи 60°) | 100 | 90 | 75 | 65 | ||
БП-350М | ||||||
(угол встречи 90°) | ||||||
(угол встречи 60°) | 70—75 на любой дистанции[15] | |||||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
В небоевых условиях командир ПТ-76 может вести наблюдение за местностью, стоя в открытом люке. В бою, помимо прицела, командир имеет три перископических смотровых прибора, размещённых во вращающейся командирской башенке. Приборы установлены плотной группой и обеспечивают обзор лишь сравнительно узкого сектора. Основным из них на танках ранних выпусков являлся бинокулярный командирский ТПКУ, на ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б сменённый незначительно отличавшимся ТПКУ-2[20]. Оба прибора имеют увеличение 5× и поле зрения 7,5° по горизонту, позволяя осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров и снабжены координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»)[21]. По бокам от него размещены два призменных перископических прибора ТНП однократного увеличения[20].
Заряжающий для обзора местности в бою имеет лишь один поворотный перископический прибор МК-4 однократного увеличения, размещённый в крыше башни перед люком[20]. Механик-водитель на марше ведёт наблюдение через открытый люк, в бою же для обзора местности ему служат три прибора ТНП, расположенных веером перед люком и обеспечивающие обзор лобового сектора. Для наблюдения на плаву при поднятом волноотражательном щитке на танках ранних выпусков используются перископические приборы ПЕР-17 или ПЕР-17А, позднее заменённые на ТНП-370[22]. Для вождения танка ночью ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б оборудованы бинокулярным прибором ночного видения ТВН-2Б, устанавливающимся на место центрального ТНП. ТВН-2Б представляет собой электронно-оптический прибор, работающий за счёт подсветки фарой ФГ-100, или, на ПТ-76Б, ФГ-125 с инфракрасным светофильтром, обеспечивая механику-водителю дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении[23]. Остальные члены экипажа каких-либо приборов ночного видения не имеют[22].
На плаву ПТ-76 перемещается при помощи гидрореактивного водометного движителя.
Выпускались следующие модификации танка ПТ-76, которые различают по типу орудия:
Танк производился в Польше под наименованием ПТ-76. В поздней модификации добавлен еще один 7,62 мм пулемёт и отдельные люки для командира и наводчика.
В Индонезии в конце 1990-х годов ПТ-76 были модернизированы, на них установили новые двигатели, трансмиссии и 90-мм пушки «Коккериль». Эти машины обозначаются в западной печати как ПТ-2000.
В середине 1970-х годов на базе ПТ-76 в Китае начато производство танков Тип 60 и Тип 63. Башня была заменена на полусферичную и в ней было установлено 85 мм орудие, китайского производства. Экипаж состоит из 4 человек.
Плавающий бронетранспортер. Имеет высокую вместимость — 20 десантников. Также способен перевозить на крыше (в том числе на плаву), до 2-х тонн груза, как-то миномёт или 85-мм орудие, причём с него на плаву можно вести огонь[25].
Многоцелевой транспортер легкий бронированный МТ-ЛБ создавался на базе гражданского тягача повышенной проходимости. Ввиду удачной конструкции был доработан и принят на вооружение как артиллерийский тягач. Имеет противопульное бронирование. В период выполнения интернационального долга в Демократической Республике Афганистан МТ-ЛБ использовались в качестве тягачей в артиллерийских дивизионах мотострелковых полков. В виду удачной конструкции стал использоваться в качестве бронетранспортера в районах крайнего Севера, для чего была разработана гусеничная лента, состоящая из несимметричных траков — с наружной стороны добавилось по 14 см. В связи с этим были изменены надгусеничные полки, и модель называлась МТ-ЛБВ. Отличается высокой проходимостью: удельное давление на грунт около 0,25 кг/см.кв, благодаря чему способен передвигаться по снежному покрову любой глубины. Плавающий. В качестве движителя на плаву используются гусеничные ленты. Двигатель дизельный ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Планетарная коробка передач. 6 передач вперед и одна назад, а также 5 замедленных передач вперёд и одна ускоренная назад. При нейтральной передаче разворачивается на месте за счет одновременного вращения гусеничных лент в разные стороны. Максимальная скорость по шоссе 61,5 км/ч, на плаву — 7 км/ч. Запас хода по шоссе до 500 км. Перевозит десант до 11 человек. Вооружен 7,62-мм пулеметом ПКТ, установленным во вращающейся башне. Для прицеливания используется перископический прицел — увеличение 4х. На транспортёре имеются высокопроизводительные помпы мощностью 450 л/с, при необходимости откачивающие поступающую в корпус воду. При работе помп машина может удерживаться на плаву при потере плавучести даже до 30 %. Устанавливаются фильтровентиляционная (система противоатомной защиты), а также и отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г. Радиостанция Р-123М. Имеются бойницы для ведения огня десантом изнутри машины.
Авиадесантируемая самоходная установка. Машина на базе плавающего легкого танкa ПТ-76
Пусковая установка 2П2 комплекса 2К1 Марс и ПУ 2П16 комплекса 2К6 Луна.
Гусеничный самоходный паром ГСП создан в 1955 году с использованием узлов и агрегатов ПТ-76 и предназначен для переправы танков и самоходных артиллерийских установок через водные преграды[26].
Советский экспериментальный ракетный танк. Серийно не производился.
Советская опытная боевая машина РСЗО М-14. Создана в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода. Серийно не производилась.
Советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ). Серийно не производилась.
ПТ-76 широко использовались в ряде вооружённых конфликтов, в том числе во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанской войне 1971 года, югославской войне 1991-1995 гг.эпизодически — в ходе боевых действий в Чечне.
Морской пехотинец у ПТ-76
ПТ-76 Batey ha-Osef Museum, Tel Aviv, Israel.
ПТ-76 Вид сзади.
ПТ-76.
ПТ-76 Вид сбоку.
ПТ-76
Польский ПТ-76
ПТ-76 в Киеве Музей войны в Афганистане.
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Серийные лёгкие танки после 1945 года | ||
---|---|---|
SK-105 «Кирасир» · «Патагон» · X1A · «Скорпион» · M41DK1 · Тип 62 · Тип 63 · Тип 82 · NM-116 · AMX-13SM1 · ПТ-76 · M41 «Уокер Бульдог» · M551 «Шеридан» · «Стингрей» · Тип 64 · AMX-13 · AMX-10 PAC90 · IKV-91
|
Пт-76 морская пехота, пт-76 ярославль, пт-76 видео.
Энеко Тур 2015, Файл:E9a USAF CMSGT.svg, Мамиконян, Азат Сетович, Детская Новая волна 2012, Кулинич, Сергей.