Национальные чемпионы

Перейти к: навигация, поиск

Национальный чемпион — политическая концепция, согласно которой большие корпорации в стратегических секторах экономики должны не только стремиться к получению прибыли, но и отстаивать интересы нации. Данная политика была популярна и практиковалась многими странами. Наибольшего расцвета, скорее всего, достигла во Франции в период после Второй мировой войны как часть дирижизма. Она постепенно сокращалась на протяжении 1970-х. В качестве примера можно привести создание British Steel Corporation правительством Великобритании, которое приобрело 14 крупнейших сталелитейных корпораций в 1967 году.

Риск ведения такой политики проиллюстрирован неудачными попытками противостояния доминированию IBM на компьютерном рынке английской ICL, французской Bull и итальянской Olivetti на протяжении 1970-х.

Политика «Национальных чемпионов» обрела новую жизнь в России в XXI веке в качестве одной из основных идей. Другими примерами является слияние E.ON с Ruhrgas, поддержанное немецким правительством в 2000 году, и слияние GDF с Suez, поддержанное французским правительством в 2008 году.[1]

Возрождение в России

В. В. Путин сделал концепцию национальных чемпионов центральным аспектом собственной политики. Этот концепт был предложен им в 1997 году в диссертации «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)». Путин, в свою очередь, мог взять эту идею из учебника Питтсбургского университета аналитиков Вилльяма Кинга (William King) и Дэвида Клеланда (David Cleland). Путин позже расширил предмет в статье, опубликованной в журнале Санкт-Петербургского государственного горного университета.

Шарль де Голль отстаивал схожие идеи, когда он был президентом Франции в 1950-х годах.

Вертикальная интеграция

В своей диссертации Путин написал: «Процесс реструктуризации национальной экономики должен иметь цель в создании наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний на внутреннем и мировом рынке.»

Путин в статье 1999 года предположил, что власти субъекта страны должны строго регулировать и развивать сектор природных ресурсов через создание компаний с тесными связями с вертикалью власти, через создание фирм, достаточно больших для конкуренции с мультинациональными корпорациями. Эти фирмы должны стать «национальными чемпионами», представляющие интересы субъекта в международной торговле.

Большинство национальных чемпионов подразумевают владение более половины собственности российским правительством, впрочем неясно почему преимущественно частные компании не могут выполнять роль национальных чемпионов, которым даны правильные рекомендации и на которых оказано давление.

Отстаивание национальных интересов

Вместо того, чтобы разрешить корпорациями, контролируемым олигархами, сфокусироваться на увеличении прибыли, Путин предложил, что они должны вместо этого использоваться в отстаивании интересов страны. Кроме этого он выдвинул идею о возвращении некоторых активов, которые были приватизированы при Ельцине, и их вертикальной интеграции в индустриальные конгломераты, так чтобы они могли лучше конкурировать с западными мультинациональными корпорациями.

Вне зависимости от того, кто законный владелец природных ресурсов страны, в частности минеральных ресурсов, субъект страны имеет право регулировать процесс их развития и использования. Субъект должен действовать в интересах общества как целого и как совокупности владельцев собственности, когда их интересы вступают в конфликт с интересами друг друга и когда они нуждаются в помощи органов субъекта, чтобы достичь компромисса, когда их интересы конфликтуют
Владимир Путин

Один пример этой концепции представлен тем, что энергетические компании как Газпром должны поддерживать цены внутри России низкими, как форма субсидирования общества, а за границей, напротив, стремиться к максимизации прибыли.

Примеры

Примечания

  1. http://www.oecd.org/daf/competition/44548025.pdf

Национальные чемпионы.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52