Натаревич, Михаил Давидович

Натаревич Михаил Давидович
Дата рождения:

29 сентября 1907(1907-09-29)

Место рождения:

Витебск, Российская империя

Дата смерти:

23 февраля 1979(1979-02-23) (71 год)

Место смерти:

Ленинград, СССР

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Жанр:

жанровая картина

Учёба:

Институт имени Репина

Награды:

Натаревич Михаил Давидович (29 сентября 1907, Витебск, Российская империя — 23 февраля 1979, Ленинград, СССР) — российский советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР[1], представитель ленинградской школы живописи[2].

Содержание

Биография

Натаревич Михаил Давидович родился 29 сентября 1907 года в городе Витебске. Получил первоначальное художественное образование в студии Ю. Пэна (1854—1937)[3], живописца и педагога, окончившего Императорскую Академию художеств в Петербурге.

В 1929 году Михаил Натаревич призывается в Красную Армию. Службу проходит в полку связи в Московском военном округе. После демобилизации работал бутафором в московских театрах. Однако театральным художником не стал. В 1932 приезжает в Ленинград и поступает в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, в 1934 становится студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимался рисунком у Семена Абугова, живописью у Александра Савинова.

В 1936 году женился на Ольге Алексеевне Раевской, студентке второго курса архитектурного факультета института, с которой прожил в браке 44 года. В 1937 году у них родилась дочь Наталия, также окончившая впоследствии Ленинградский институт имени И. Е. Репина и ставшая архитектором. В 1940 году родился сын Аркадий, окончивший впоследствии Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной и ставший художником-монументалистом. В 1946 году родилась дочь Елена, окончившая впоследствии Ленинградский институт имени И. Е. Репина и ставшая художником-графиком[4].

Юность.1957

В 1940 году Натаревич окончивает институт по мастерской Бориса Иогансона. Дипломная работа — историческое полотно «Котовский», посвященная герою Гражданской войны 1918—1921 годов.[5] Вместе с Натаревичем институт в 1940 году окончили Давид Альховский, Евгения Байкова, Андрей Бантиков, Ольга Богаевская, Александр Дашкевич, Всеволод Дружинин, Залман Зальцман, Марианна Зернина, Павел Ивановский, Нина Нератова, Мария Перепелкина, Глеб Савинов, Сергей Сидоров и другие молодые художники, ставшие впоследствии известными живописцами. Тесное творческое общение и дружба с ними сохранится у Натаревича на многие годы.

В июле 1940 года принят преподавателем на кафедру рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Натаревич в действующей армии, участвует в боях на Карельском фронте в должности командира взвода связи. Награждён медалями «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией». Демобилизовался в 1945 году в звании лейтенанта.

После демобилизации в 1945—1951 годах преподавал на кафедре рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в 1955—1956 годах преподает рисунок в Ленинградском Высшем художественно-промышленного училище имени В. И. Мухиной. Одновременно работает творчески, сначала восстанавливая утраченные за годы войны навыки, а затем в поисках собственной темы, героя и живописного языка.

Впервые участвовал в выставке в 1941 году. С 1947 постоянный участник городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал жанровые и историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Часто обращался к событиям и героям Октябрьской революции 1917 года (например, в триптихе «Октябрь»[6], 1963). Работал в технике масляной и темперной живописи.

В ряде известных произведений конца 1940-х и начала 1950-х годов (картины «Не забудем», «Возрождение»[7], «Гражданин», «Снова в строй», «Анри Барбюс в окопах в 1915 году»[8]) обращается к теме подвига народа в годы войны. Стилистически эти, а также другие произведения этого времени, показанные на выставках, например, «Утро» (1951)[9], «Полдень» (1950)[10], являются ещё продолжением и обобщением опыта, накопленного при работе над дипломной картиной.[11] В них художник подтверждает профессиональное владение мастерством жанриста в духе классических традиций построения бытовой картины.

В работах 1956—1957 годов тема молодости, молодого современника, нового облика страны увлекает художника. Его поворот к обретению нового образного языка начался с картины «Студенты на мосту» (1957), отмеченной в том же году дипломом Всесоюзной художественной выставки[12].

В работах начала 1960-х годов формируется узнаваемый индивидуальный почерк художника. Его отличительными чертами являются обобщенность формы и цвета, общее усиление декоративности живописи и особое внимание к пластической выразительности композиции. К этому времени относится и переход Натаревича к работе в технике темперной живописи, которая в большей мере отвечала поставленным задачам.

В 1960—1970 годы две главные темы проходят через творчество Натаревича: люди в водовороте событий Октября 1917 года («Патруль»[13], триптих «Октябрь» и «Красногвардейцы»[14], «Призыв»[15] и другие), а также образы современной деревни. Материал для последней темы он находил под Ленинградом на Оредеже, где работал каждое лето. Их объединяет образ героя — тип человека из гущи народа, твердо стоящего на земле, способного принять на себя ответственность, живущего по нравственным законам. Если в первой его герои исполнены пафоса революционной романтики, то деревенские образы открывают художника тонкого, порой ироничного, глубокого поэтического дарования. В этом отношении характерны работы «Вечер» и «Полдень» (обе 1959—1960 годы, из серии «Простые люди»)[16], «Полощут белье», «В субботний день» (обе 1961)[17], «Встречают коз», «У плетня» (обе 1962)[18], «У автобусной остановки» (1968)[19], «Механизаторы» (1964)[14], «Колхозный почтальон» (1971)[20], «С новоселья» (1975)[13], «Вечер», «Суббота», «У старой яблони» (все 1976)[21], «Встреча стада»[22] (1977) и другие.

Проникновенны женские образы, созданные художником. Особое место среди них занимает тема материнства, к ней Натаревич обращался на протяжении всей жизни. Среди произведений, показанных автором на выставках, работы «Три возраста» и "В санатории «Мать и дитя» (обе 1961)[18], «Молодые мамы» (1964)[14], «Первенец» (1971)[20], «Материнство», «Бабушка» (обе 1973)[23] и другие. В них проявилось и желание воспеть возвышенную красоту материнского чувства, и особое отношение художника к таким непреходящим ценностям как семья, сыновний и отцовский долг.

С 1946 года Михаил Натаревич был членом Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Персональные выставки его произведений были показаны в 1983 году в Ленинградском Союзе художников и в 2008 году в Государственном Русском музее.

Натаревич Михаил Давидович скончался 23 февраля 1979 года в Ленинграде на семьдесят втором году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и других странах.

Примечания

  1. Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — с. 110.
  2. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.9, 19, 20, 365, 385, 387—399, 401, 404, 405, 444.
  3. Михаил Давидович Натаревич. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1982. — c.3.
  4. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1980. — с.90.
  5. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.53.
  6. Никифоровская И. Песнь революции. // Ленинградская правда, 1963, 5 ноября.
  7. Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. — М: Советский художник, 1950. — с. 47.
  8. Михаил Давидович Натаревич. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1982. — с.12.
  9. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — с.15.
  10. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — М-Л: Искусство, 1951. — с.19.
  11. Михаил Давидович Натаревич. — Санкт Петербург: НП — Принт, 2009. — с.13.
  12. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. — М: Советский художник, 1957. — с.52.
  13. 1 2 Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — с.20.
  14. 1 2 3 Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.36.
  15. Михаил Давидович Натаревич. — Санкт Петербург: НП — Принт, 2009. — с.20.
  16. Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. — М: Советский художник, 1960. — с.57.
  17. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.28.
  18. 1 2 Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1962. — с.19.
  19. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1971. — с.12.
  20. 1 2 Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.16.
  21. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. — Л: Художник РСФСР, 1982. — с.17.
  22. Художники — городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. Каталог. — Санкт-Петербург: Петрополь, 2003. — с.180.
  23. Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1974. — с.10.

Галерея

Выставки

Библиография

См. также

Ссылки

  • Михаил Натаревич на сайте «Неизвестный соцреализм. Поиски и открытия»
  • Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерк истории.
  • Хронология Ленинградской школы живописи.


Шаблон:Живописцы-члены ЛСХ

Натаревич, Михаил Давидович.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52