Мобильный маркетинг

Моби́льный ма́ркетинг — это комплекс маркетинговых мероприятий, направленный на продвижение товаров или услуг с использованием средств сотовой связи.

Содержание

История мобильного маркетинга

Мобильный маркетинг приобрел большую популярность с развитием технологии SMS (Short Message Service) в 2000 году в Европе и некоторых частях Азии. Первыми экспериментами мобильного маркетинга были SMS-рассылки (согласованные, а иногда и нет)[1].

За последние несколько лет SMS-сообщения стали серьёзным рекламным каналом.[источник не указан 1098 дней] Этому факту способствовало то, что многие компании имели собственные базы данных с телефонными номерами клиентов, и сделали ставку не на электронные письма, а на мобильные технологии[2]. Первооткрывателями стали две организации — «Интерактивное рекламное бюро» (IAB) и «Ассоциация мобильного маркетинга». Именно они задали основное направление отрасли и продвигали идею о пользе мобильных каналов среди маркетологов. И хотя мобильный маркетинг имел большой успех в Северной Америке, Западной Европе и некоторых других странах, мобильный спам (рассылка SMS-сообщений без согласия адресата) по-прежнему остается значительной проблемой. Обычно он появляется из-за недобросовестности некоторых[источник не указан 1098 дней] компаний, которые продают свои базы данных третьим лицам.

Мобильный маркетинг с помощью SMS быстро распространился в Европе и Азии как новый канал достижения целевой аудитории. Однако очень скоро SMS-спам и несанкционированные рассылки, связанные с продажей телефонных баз данных, вызвали негативную реакцию абонентов[1]. Тем не менее, после того как мобильные операторы ввели ограничения спама, а позже появились соответствующие законы, SMS-рассылки стали наиболее популярным[источник не указан 1098 дней] видом мобильного маркетинга. Только в Европе каждый месяц рассылается более 100 миллионов рекламных SMS.[источник не указан 1098 дней]

В Северной Америке первая акция мобильного маркетинга с использованием короткого номера была проведена компанией «Labatt Brewing» в 2002 году[3]. С тех пор использование коротких номеров, на которые следует отсылать SMS-сообщения, стало популярным и эффективным средством общения с потребителями. Многие компании стали использовать короткие номера в качестве своеобразного «мобильного домена» для своего бренда. Использование коротких номеров позволяет потребителям с помощью SMS задавать вопросы, участвовать в событиях, оставаться в курсе новостей компании и многое другое.

Одним из ключевых критериев для проведения акций мобильного маркетинга является согласие абонента на получение информации или участие в акции. В Европе мобильные операторы требуют предоставить абоненту возможность отписки от рассылки или прекращения участия в акции в любой момент. Эти требования даже включены в специальный «Свод рекомендаций для проведения акций мобильного маркетинга», которому следуют маркетологи в США. Подобное согласие может быть получено, например, при заполнении абонентом специальной анкеты, в которой он указывает, что не возражает против получения рекламных сообщений на свой телефон.

На сегодняшний день, с одной стороны, маркетологи ищут новые каналы и способы взаимодействия с потребителями, пресыщенными традиционной рекламой. С другой стороны, потребители — особенно молодые — переключают внимание с традиционных СМИ на интерактивные медиа, и в целях поддержания контакта с ними рекламодатели уделяют повышенное внимание новым средам[4].

Технологии мобильного маркетинга

Мобильный маркетинг обладает большим количеством технических и маркетинговых решений, которые позволяют реализовывать ряд разнообразных задач.

  • SMS — самый распространенный (после голосового) способ общения с помощью мобильного телефона.
  • MMS (Multimedia Messaging Service) — услуга обмена мультимедийными сообщениями, позволяющая пользователям обмениваться не только текстом, но и мультимедийной информацией (то есть, содержащей аудио и видео компоненты).
  • JAVA — технология, предназначенная для создания различных программ и приложений, в том числе и для мобильных устройств. Стоит отметить, что в настоящее время большее распространение принимают приложения, созданные непосредственно под мобильные платформы, без использования JAVA
  • WAP (wireless application protocol) — это технический стандарт, который описывает методы передачи информации из глобальной сети Internet на экран мобильных телефонов.
  • IVR (Interactive Voice Response) — система интерактивного голосового ответа, так называемое голосовое меню, при пользовании которым любой человек общается с автоматизированным звуковым интерфейсом — автоинформатором.
  • Bluetooth — технология беспроводной передачи данных.

SMS-маркетинг

Наиболее развитым на сегодняшний день можно назвать мобильный маркетинг на базе технологии SMS[5]. Наиболее часто SMS-сообщения используются для проведения викторин, розыгрышей, лотерей, голосований. Удобным и легким[источник не указан 1098 дней] способом быстрого и персонифицированного контакта с потребителями является SMS-рассылка. Обычно SMS-рассылки используются для:

  • информирования о новых поступлениях.
  • информирования о различных мероприятиях.
  • рассылки напоминаний, важных для клиентов компании.
  • предоставления дополнительных персональных скидок.[источник не указан 1098 дней]
  • оповещения клиентов компании о ходе выполнения и готовности их заказа и т. д.

Маркетинг через мобильные приложения

В настоящий момент эта область мобильного маркетинга начинает активно развиваться. За основу берутся широкие возможности мобильных приложений, что позволяет не только транслировать рекламу, но и вовлекать участников в интерактивный процесс. К преимуществам можно отнести:

  • отсутствия ограничений SMS-рассылок по длине, графической и видео-информации
  • удобство продвижения приложений
  • возможность сбора дополнительных данных (местоположения, языка и др.)
  • неисчерпаемые возможности по интерактивности

Недостатки:

  • недостаточно широкое распространение телефонов, поддерживающих мобильные приложения
  • пользователь открывает приложение только тогда, когда он этого захочет, а не когда, например, придет sms
  • не очень широкая аудитория (в основном молодежь)
  • пока относительная сложность продвижения (требуются специальные компетенции, чтобы сделать приложение популярным)

Мобильные приложения для целей маркетинга могут быть как созданы на заказ, так и сконструированы на базе готовых решений:

См. также

Примечания

  1. ↑ To understand Web advertising, first understand history — Mobile Marketing & SPAM
  2. iMedia Connection: Mobile Marketing’s Evolution
  3. Mobilitrix — Secure mobile vouchers and coupons
  4. BYBANNER.COM: Мобильный маркетинг — верный выход из рекламного загона
  5. http://mmaglobal.com/uploads/MMAMobileMarketing102.pdf

Мобильный маркетинг.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52