Авиакатастрофа в Индонезии 9 мая 2012 года | |
Место крушения самолёта |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата |
9 мая 2012 года |
Характер |
столкновение с горой |
Причина |
ошибки пилотирования |
Место | |
Координаты |
6°42′34″ ю. ш. 106°44′07″ в. д. / 6.70944° ю. ш. 106.73528° в. д. (O)(O)[1] |
Погибшие |
45 (все) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Пункт вылета | |
Бортовой номер |
RA-97004 |
Пассажиры |
42 |
Экипаж |
3 [2] |
Выживших |
0 |
Изображения на Викискладе |
Авиакатастро́фа в Индоне́зии 9 мая 2012 года — авиационная катастрофа самолёта Sukhoi Superjet 100 с регистрационным номером RA-97004, случившаяся во время показательного полёта в Индонезии.
В облачности самолёт врезался в склон горы Салак. Все находившиеся на борту погибли. Причина авиапроисшествия — ошибки в подготовке полёта (незнание экипажем рельефа местности на маршруте полета), неверная настройка радаров аэропорта сопровождения, отвлечение экипажа посторонними разговорами.
На борту находилось 45 человек: 42 пассажира и 3 члена экипажа. Экипаж состоял из граждан России, среди пассажиров были представители 4 стран: француз, американец, 5 граждан России, 35 индонезийцев[3].
Экипаж проводил демонстрационные полёты в рамках тура «Welcome Asia» по шести азиатским странам: Казахстан, Пакистан, Мьянма, Индонезия, Лаос, Вьетнам.[4] До прибытия в Индонезию SSJ RA-97004 демонстрировался в Пакистане и Мьянме.
В серии демонстрационных полётов авиалайнер обслуживал российский экипаж. Командиром воздушного судна (КВС) был старший лётчик-испытатель компании «Гражданские самолёты Сухого (ГСС)» Александр Николаевич Яблонцев[2]. В последнем полете в составе экипажа было 3 человека (все они погибли):
В 7:15 UTC самолёт вылетел из аэропорта Халим Перданакусума Джакарты для выполнения демо-полёта по приборам в тренировочной зоне Атанг Санджайя. В 7:24 UTC самолёт достиг высоты 3000 м. В 7:26 UTC КВС по неопределённой причине, вне плана полёта дважды запросил снижение до 1800 м (ниже MORA — минимальной абсолютной безопасной высоты полета вне маршрута) и было получено разрешение.[5] В условиях плохой видимости, низкой облачности самолёт начал снижаться между горами Салак высотой 2211 м[6] и Геде высотой 2958 м[7] недалеко от города Богор. В 7:28 UTC КВС запросил и получил разрешение на правую циркуляцию (над районом Пелабухан Рату), после самолёт вышел из виража и около 7:37 UTC врезался в вулкан, следуя курсом около 210° (противоположном направлению на аэродром). За 38 секунд до столкновения с вулканом сработал сигнал TAWS (Впереди земля, перейдите к набору высоты), но был отключен командиром воздушного судна; сигнал AVOID TERRAIN был проигнорирован 6 раз; за 7 секунд до столкновения автоматика сообщила о невыпуске шасси, обнаружив близость поверхности.
С 7:33 UTC (11:33 по московскому времени) борт перестал отвечать по радиосвязи. Позднее стало известно о крушении самолёта. Его обломки были найдены на горе Салак на высоте около 1585 м. Расстояние от последней точки, откуда сигнал самолета был послан на радар, до точки, где его нашли, составило около 1,4 километра[8]. Самолёт был оборудован аварийной системой обнаружения (ELT 406 МГц также поддерживающий частоты 121,5 и 243), но передатчик был обнаружен без антенны, отсоединившейся из-за ускорений при столкновении[9][10].
Расследованием авиакатастрофы занималась комиссия Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии.
25 июня 2012 года NTSC опубликовал документ под названием «Immediate Recommendation» («Срочные рекомендации»). В нём приводится известная информация о полете, самолете и экипаже; перечислены приборы, найденные в ходе поисковой операции. Также отмечено, что единственный экземпляр списка пассажиров и документов самолета находился на борту. В связи с обнаруженными проблемами безопасности, NTSC выпустил следующие рекомендации[1]:
Рекомендации Главному управлению гражданской авиации Индонезии:
- Обеспечить выполнение демонстрационных полётов с учётом минимальной безопасной высоты полёта
- Обеспечить передачу списка пассажиров на контрольно-диспетчерский пункт до начала полёта
Рекомендации компании «Гражданские самолёты Сухого», Россия:
- Изучить существующие процедуры подготовки и проведения демонстрационных полётов и при необходимости внести соответствующие изменения
- Организовать дополнительное обучение экипажей, проводящих демонстрационные полёты, особенно в горной местности
- Обеспечить передачу списка пассажиров на контрольно-диспетчерский пункт до начала полёта
Оригинальный текст (англ.)7. Recommendation <...>
7.1. The Indonesian Directorate General of Civil Aviation
- To ensure that all aircraft used for a demonstration flight operated under IFR should be conducted with respect to a published minimum safe flight altitude.
- To ensure a copy of the crew and passenger manifest be available in the Ground handling and Operation Service office prior to flight.
7.2. The Sukhoi Civil Aircraft Company, Russian Federation
- To review the current procedures for the preparation and conduct of a demonstration flight and, if needed, introduce appropriate amendments.
- To arrange additional training for flight crews who will conduct demonstration flights, especially in mountainous regions.
- To ensure a copy of the crew and passenger manifest be available in the Ground handling and Operation Service office prior to flight.
— http://www.dephub.go.id/knkt/ntsc_aviation/Recommendations/KNKT_001_5_VI_REK.KU_12_English.pdf
Окончательный вариант доклада опубликован 18 декабря 2012 года[11][12]. Согласно ему, авиакатастрофа произошла из-за ошибок пилотирования самолётом: члены экипажа не учли, что полёт осуществляется рядом с гористой местностью, из-за чего экипаж проигнорировал предупреждения системы TAWS о приближении земли и отключил предупреждающий сигнал. Кроме того, непосредственно перед столкновением с землёй экипаж, включая капитана, общался с потенциальным покупателем, отвлекаясь от пилотирования. Вместе с тем, на радарах в Джакарте не была установлена минимальная граница высоты, а сами радары не имели системы звукового предупреждения о минимальной безопасной высоте (MSAW), необходимой для полетов в районе горы Салак.
Программа испытательных и сертификационных полетов самолётов SuperJet 100 была застрахована в страховой компании ОАО «Капитал страхование» (само воздушное судно, члены экипажа и пассажиры). Лимит ответственности по страхованию ответственности перед третьими лицами, включая ответственность перед служебными пассажирами и экипажем, составлял 300 миллионов долларов. В том числе, в рамках этого лимита, страховая сумма на каждого пассажира составляла 50 тысяч долларов[13]. Риск авиакаско был застрахован по каталожной стоимости самолёта - 34 миллиона долларов[14].
Компания «Гражданские самолёты Сухого (ГСС)» оценила ущерб в 29,5 миллионов долларов, однако страховщик выплатил сначала лишь 15% от этой суммы, а остальную часть пришлось взыскивать через суд[14].
Мемориал экипажу самолёта Superjet 100, потерпевшему аварию 9 мая 2012 года в районе горы Салак в Индонезии, создан на Быковском мемориальном кладбище в городе Жуковский Московской области.
|
Катастрофа SSJ 100 на Салаке.