Разные предания народа маори повествуют о том, как их предки прибыли в Новую Зеландию из мифической прародины на великих океанских каноэ (маори: Waka). Некоторые из преданий называют эту прародину «Гаваики».
Одно из этих преданий — история о Купэ, который сбежал с Курамаротини, женой убитого им Хотурапа, владельца великого каноэ «Матахоуруа». Чтобы избежать наказания за убийство, Купэ и Кура сбежали на «Матахоуруа» и открыли землю, которую он назвал Аотеароа (маори Aotearoa — Большое белое облако). Он исследовал её побережье и убил морское чудовище Фэкэ-а-Мутуранги, а потом вернулся домой с известием об открытой стране.[1]
Другие легенды различных племён говорят о переселениях, вызванных голодом, перенаселением и войнами. Они выполнялись на легендарных каноэ, наиболее известные из которых: «Аотэа», «Арава», «Курахаупо», «Матаатуа», «Таинуи», «Такикиму» и «Токомару». Различные предания называют множество других каноэ. Некоторые из них, как например «Араитэуру», широко известны; другие, как «Кираута», «Арахура» и «Махангаатуаматуа», менее известны. Вместо прибытия единым флотом переселения могли происходить на протяжении нескольких столетий.
Содержание |
Одним из первых собирателей и хранителей преданий маори был топограф и этнолог Стивенсон Перси Смит. Он верил, что хотя полинезийские предания и содержат вымысел в деталях, они сохранили нити истины, которые можно извлечь с помощью метода, успешно использованного для гавайских легенд Форнандером (1878—1885). Этот метод заключается в поиске общих элементов в преданиях из различных источников и привязке их к родословным, чтобы получить временные рамки событий. Абрахам Форнандер, Смит и другие использовали этот метод для реконструкции миграций полинезийцев, отслеживая их вплоть до их предполагаемой прародины в Индии.
С. П. Смит использовал метод Форнандера, объединяя разнообразные предания из разных областей Новой Зеландии и других частей Полинезии, и получил оспариваемую в настоящее время версию переселения Маори в Новую Зеландию — гипотезу о «великом флоте». Путём изучения родословных различных племён он пришёл к набору точных дат для его «великого флота» и путешественников, на которых он и другие указали как на проложивших путь флоту.
В соответствие с новозеландской энциклопедией Te Ara, «Расчёты Смита выглядят таким образом. В 750 году полинезийский путешественник Купэ открыл необитаемую Новую Зеландию. Затем, в 1000—1100 годах полинезийские путешественники Тои и Фатонга посетили Новую Зеландию и обнаружили, что она населена примитивным кочевым народом, известным как мориори. Наконец, в 1350 году „великий флот“ из 7 каноэ — „Аотеа“, „Курахаупо“, „Матаатуа“, „Таинуи“, „Токомару“, „Тэ Арава“ и „Такитиму“, отправившийся из региона Таити, доставил людей, называемых теперь „маори“, в Новую Зеландию. Это были высокоразвитые и воинственные земледельческие племена, которые истребили мориори».[2].
Сценарий «великого флота» получил всеобщее одобрение, среди его сторонников был даже знаменитый этнолог маори Тэ Ранги Хироа (сэр Питер Бак). Эта теория преподавалась в новозеландских школах. Однако она была практически разрушена в 1960-х годах этнологом Дэвидом Симмонсом, который показал, что она исходит из неполного и беспорядочного изучения преданий маори по записям XIX века. Симмонс также предположил, что некоторые из этих «переселений» фактически могли являться путешествиями в пределах Новой Зеландии.[3]
Мифология маори | ||
---|---|---|
Персонажи | Аиту • Ао • Арохирохи • Каитангата • Манаиа • Мару • Матуку-танготанго • Мауи • Махуика • Паниа • Патупаирехе • Понатури • Поукаи • Пунга • Ранги и Папа • Рата • Рехуа • Ронго • Руаумоко • Тама-нуи-те-ра • Тангароа • Тане • Танифа • Тафаки • Тафириматеа • Те Уира • Те Феке-а-Мутуранги • Типуа • Туматауэнга • Туреху • Ту-те-вехивехи • Уэнуку • Фаитири • Фиро • Хакаваи • Хаумиа-тикетике • Хина • Хине-нуи-те-по | |
Другое | Каноэ переселенцев маори • Матарики • Тики |
Каноэ переселенцев маори.