Истреби́тель пя́того поколе́ния — новое поколение истребителей, представители которого приняты на вооружении в 2005 г в США, а в России находятся на этапе летных испытаний. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 70-х годов в СССР и США, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ.
К 2011 году единственным принятым на вооружение истребителем 5-го поколения был F-22 Raptor (2005 г.). Лётные испытания проходят ещё два истребителя 5-го поколения: F-35 (США) и ПАК ФА (Россия), которые будут приняты на вооружение ориентировочно в 2013 году.
Содержание |
Новые самолёты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники.
Основные характеристики истребителей пятого поколения:
Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения является сверхманевренность — способность самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования, а также способность самолета к изменению положения относительно потока, позволяющая наводить оружие на цель вне вектора текущей траектории. Следует заметить, что сверхманевренность первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения. Однако в дальнейшем, после ряда экспериментальных исследований, американцы предпочли сконцентрировать внимание на общей динамичности боевой системы истребителя[1]. Отказ ВВС США от достижения сверхманевренности в абсолютной мере мотивировался, в том числе, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в маневренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так». Сниженная радиолокационная заметность позволяет реализовать задуманную цель — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманевренности вполне оправданным, с другой стороны, постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения указывает на важность сверхманевернности для истребителей пятого поколения, так как при встрече двух малозаметных истребителей (считая мощность их радиолокационных станций одинаковыми) тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям.
МАПО МиГ с начала 1980-х годов готовило проект, известный как «1.44». Первый полёт «1.44» (также иногда называют МФИ) состоялся 29 февраля 2000 года на аэродроме в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам лётчика, «полёт, которого мы все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолёт. Так что вся работа еще впереди». 27 апреля 2000 г. «1.44» совершил второй 22-минутный испытательный полёт. В полёте был проверен ряд испытаний самолётных и двигательных систем, кроме того, в отличие от первого полёта на истребителе выпускалось и убиралось шасси. Из-за недостаточного финансирования в 1990-е годы технологии, применяемые на новом истребителе, стали устаревать и все больше уступать американским. Под действием экономических, политических и других факторов программа была закрыта[2].
На данный момент выполнением проекта нового истребителя пятого поколения занимается ОКБ Сухого, проект имеет полное название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА)[3], его платформа получила название «Т-50». Первый полёт новый истребитель совершил 29 января 2010 года[4] на Дальнем Востоке, где расположено предприятие-производитель — КнААПО. Опытный образец провёл в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлётно-посадочной полосе заводского аэродрома, сообщила пресс-служба «Сухого». Истребитель пилотировал заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. Всего в КнААПО было выполнено 6 полётов, после чего истребитель был транспортирован в ЛИИ им. Громова, где было выполнено еще 2 испытательных полёта. Столь длительные задержки между каждым испытательным полётом можно объяснить тем, что в лётных испытаниях участвует пока только одна машина. В феврале 2011 года к «первому лётному» образцу (б/н 51) присоединился второй лётный экземпляр, имеющий некоторые доработки относительно первого прототипа. Всего же перед началом серийного производства планируется выполнить не менее 2000 испытательных полётов.
Премьер-министр Владимир Путин в начале 2010 года заявил, что установочная партия авиационного комплекса пятого поколения должна быть поставлена министерству обороны в 2013 году, а с 2015 года должны начаться серийные закупки[5].
В 1980-е годы ВВС США объявили конкурс на создание самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter), призванного заменить F-15. На первом этапе были отобраны фирмы Локхид и Нортроп, которые построили по два экземпляра предложенных ими самолётов — Локхид YF-22 и Нортроп YF-23. При этом один экземпляр каждой машины был оснащён двигателями Дженерал Электрик YF120, а другой — Пратт-Уитни YF119. Оба самолёта впервые поднялись в воздух в 1990 году. По итогам испытаний ВВС США в апреле 1991 года объявили о победе в конкурсе YF-22 с двигателями Пратт-Уитни.
Поставки серийных машин начались в 2003 году. Первая эскадрилья F-22 вступила в строй 15 декабря 2005 года.
Кроме F-22, в США по программе JSF разрабатывается более легкий однодвигательный истребитель F-35 «Лайтнинг» II в трёх вариантах — обычный, с вертикальным взлетом и с укороченным взлетом и посадкой — для ВМС США. Однако высказываются мнения, что данный самолет не удовлетворяет большому количеству требований к истребителю пятого поколения и являться им не может, так как отсутствует возможность полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа[6][7], тяговооруженность при нормальной взлетной массе имеет значение меньше 1[6][7], ЭПР самолета сравнительно высока[7][8], а живучесть[9] и маневренность находятся на низком уровне[6][7].
Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения, для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия.
Китай работает, по некоторым данным, над двумя [10] проектами истребителя пятого поколения. По данным американского центра воздушной и космической разведки (NASIC), Китай может поставить на вооружение свой истребитель пятого поколения уже в 2018 году.[11]. В конце 2010 года в интернете появились первые фото Shenyang J-20. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года.
Многоцелевой истребитель пятого поколения т-50, истребитель пятого поколения 2013.