Интегра́льная индивидуа́льность — термин, используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей. Исследование индивидуальности как интегрального явления на данный момент затруднено отсутствием единой научной парадигмы, в рамках которой оно могло бы исследоваться: различные направления и разделы психологии понимают индивидуальность очень по разному.
Содержание |
Одна из проблем определения понятия связана с тем, что словом «индивидуальность» обозначают как самого индивидуума, так и уникальное сочетание характеристик, обеспечивающее его неповторимость. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница.
Другая принципиальная проблема определения понятия — интеграция глубоко различающихся взглядов на индивидуальность разных психологических школ и разделов психологии. Так в дифференциальной психологии индивидуальность трактуется как набор индивидуально-психологических свойств, в психологии личности и социальной психологии — как особое личностное образование, и так далее.
Интегральная индивидуальность в отечественной психологии понимается как системное образование,
существующее на различных, находящихся в сложном взаимоотношении уровнях, и не сводимое к сумме своих частей. К таким уровням относятся:В рамках такого подхода основной проблемой
исследования интегральной индивидуальности является большое количество ее составляющих, которые сами являются сложносоставными интегральными явлениями.Вольф Соломонович Мерлин проводит подробный анализ характера взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности. Каждый уровень он определяет набором индивидуальных свойств. Например:
В рамках отдельной области научного знания невозможно охватить все подсистемы, относимые к интегральной индивидуальности. При построении методологии исследований обычно вычленяют часть этой системы и исследуют ее, стараясь учитывать имеющиеся у неё множественные связи с другими частями. В таких случаях принято говорить об относительной автономности входящих в систему уровней, которые можно описать с помощью специальных теорий. Например В. М. Русалов описывает темперамент как самостоятельное, относительно автономное образование, но рассматривает его как элемент структуры индивидуальных свойств человека.[1]
Б. Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность и субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью. Индивидуальность он понимал как систему, образованную этими формами существования человека.[2][3] Ананьев предлагает рассматривать индивидуальность как нечто интегрирующее все человеческие свойства, его взаимосвязи с окружением, его роли. Результатом формирования индивидуальности он считал формирование самосознания и «я» — ядра человеческой личности. Как пишет Ананьев, сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека, в котором происходит определённая работа, которая затем экстериоризируется в процессе деятельности.
Таким образом каждая личность производит уникальный своеобразный вклад в общественное развитие путём экстериоризации своего внутреннего мира. С точки зрения Ананьева, в продуктах экстериоризации внутреннего мира, в частности творчестве, возможно наблюдение индивидуальности.
Не используя слово «интегральная», Борис Герасимович Ананьев определеняет индивидуальность как интеграцию (взаимосвязь) свойств личности, относящихся к различным системам:
Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.— Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Питер. — Санкт-Петербург, 2001.
Знание основных свойств интегральной индивидуальности (в целом) и такой ее составляющей как темперамент (в частности) используется в спорте, педагогике, медицине, в политике, бизнесе и в других областях жизнедеятельности человека.
Особого внимания исследователей заслуживают попытки описания личностного уровня индивидуальности с системных позиций и других, более нижележащих уровней, например, биохимического уровня.
Одной из основных проблем в изучении индивидуальности является взаимоотношение уровней темперамента и личности.[4]
Интегральная индивидуальность.