граф Павел Николаевич Игнатьев | |||
|
|||
---|---|---|---|
9 (22) января 1915 — 27 декабря 1916 (9 января 1917) | |||
Предшественник: | Лев Аристидович Кассо | ||
Преемник: | Николай Константинович Кульчицкий | ||
Рождение: | 30 июня (12 июля) 1870 Константинополь, Османская империя |
||
Смерть: | 12 августа 1945 (75 лет) Аппер-Мельбурн, провинция Квебек, Канада |
||
Отец: | граф Николай Павлович Игнатьев | ||
Мать: | графиня Екатерина Леонидовна, урождённая княжна Голицына | ||
Супруга: | графиня Наталья Николаевна, урождённая княжна Мещерская | ||
Дети: | Сыновья: 1. Николай 2. Владимир 3. Алексей 4. Павел 5. Леонид 6. Георгий 7. Александр |
||
граф Павел Николаевич Игнатьев на Викискладе
|
Граф Па́вел Никола́евич Игна́тьев (30 июня (12 июля) 1870, Константинополь — 12 августа 1945, Аппер-Мельбурн, провинция Квебек, Канада) — российский государственный деятель, министр народного просвещения (1915—1916).
Содержание |
Родился в аристократической семье.
Сыновья:
В 1913 году унаследовал (совместно с Э. П. Демидовым, князем Сан-Донато) огромное состояние бездетного известного мецената Ю. С. Нечаева-Мальцова, хотя и не являлся его близким родственником. Игнатьев стал владельцем мальцовских хрустальных заводов, расположенных в основном во Владимирской губернии, а также Новосельского стекольного завода в Тверской губернии и Тигодского стекольного завода (ст. Любань Николаевской железной дороги).
Учился в Сорбонне (Франция). Окончил Киевский университет (1892).
С 1892 служил по Министерству внутренних дел. С 1893 находился в распоряжении киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. Проходил действительную военную службу в лейб-гвардии Преображенском полку в батальоне, которым командовал наследник цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II). В своей роте в чине унтер-офицера заведовал школой грамотности для солдат. С 1894 — камер-юнкер.
Ваше Императорское величество, государь всемилостивейший. Девятнадцатого ноября в ставке Вашего Императорского величества я счёл своим долгом, налагаемым на меня совестью и присягой, докладывать о тех опасениях, которые возникли у меня в связи с действиями некоторых лиц и ходом политической жизни страны. Я умоляю Ваше Императорское величество не принуждать меня быть соучастником тех лиц, действия коих по совести я считал гибельными для престола и Родины.
В твердом убеждении, что полезна Вашему Императорскому величеству и Родине лишь правительственная власть, объединённая единством мысли государственной, пониманием основных целей управления и путей к их достижению, считаю своим верноподданическим долгом просить Ваше Императорское величество снять с меня непосильное бремя служения против велений совести. […]
С 9 (22) января 1915 года — временно исполняющий обязанности (сменив барона Таубе), с 6 (19) мая 1915 — министр народного просвещения. Был назначен по рекомендации А. В. Кривошеина. Придерживался либеральных взглядов, был популярен в общественных и интеллектуальных кругах. Само назначение Игнатьева, как и назначение ещё нескольких министров-либералов, выражало не новый курс правительства, а лишь стремление наладить отношения с большинством государственной Думы[2].
Вскоре после вступления в должность, в апреле 1915 года Игнатьев созвал совещание попечителей учебных округов, на котором охарактеризовал общие направления новой школьной политики, которую он предполагал проводить. Материалы этого совещания по реформе средней школы (примерные программы и объяснительные записки) были изданы в том же году, и рассматриваются в качестве проекта реформы народного образования[3]. Эти материалы, а также другие разработанные в различных комиссиях примерные программы и объяснительные записки к ним воплощали в себе «то лучшее, чем располагала либерально-буржуазная педагогическая мысль», и «в известной части были использованы при составлении программных материалов после Октябрьской революции»[4].
Реформаторы предусматривали в перспективе введение единой школы (гимназии) с 7-летним сроком обучения, разделённой на две ступени (1-3 и 4-7 классы). На второй ступени предусматривалась специализация — новогуманитарная (с приоритетом русского языка и литературы, иностранных языков, истории), гуманитарно-классическая (традиционная русская гимназия с углублённым изучением латинского и греческого языков) или реальная (приоритет математики и естественных наук). Особое внимание обращалось на необходимость соответствие среднего образования потребностям общества и интересам экономики. Признавалась необходимой преемственность программ средней школы и последующих этапов профессиональной подготовки. Предлагалось ввести в школе трудовое начало как средство воспитания, а не профессионализации. Важной составляющей проекта реформы была демократизация системы управления народным образованием. Так, предлагалось создать при гимназиях комитеты, в которые бы вошли представители общественности. Педагогические советы гимназий наделялись правом самостоятельно разрабатывать учебные планы и программы, решать хозяйственные вопросы.
За время своего пребывания на посту министра Игнатьев провёл два совещания попечителей учебных округов (в феврале 1915 и марте 1916 года), а также ряд педагогических съездов, на которых обсуждались вопросы будущей реформы. «Необходимо через школу, — говорил Игнатьев на этих совещаниях, — способствовать развитию производительных сил страны: школа должна служить жизни и нуждам населения»[2]. Несмотря на ограничение прироста бюджета народного образования после начала первой мировой войны, число высших и средних учебных заведений при Игнатьеве увеличилось, и министерству удалось получить средства на поддержку ряда женских и частных вузов.
Игнатьев активно участовал в деятельности группы либеральных министров, выступавших за отвергнутый царём компромисс с Государственной думой, что впоследствии послужило причиной его быстрой отставки. Кроме того, содержание предлагавшейся им реформы образования вызвало резкое неприятие со стороны консервативных сил. В результате проекты предложенных им реформ были правительством отклонены[5] и не реализованы; историки заключают, что в сложившихся условиях осуществить свою реформу Игнатьев не мог[2]. В результате Игнатьев, получивший 1 января 1917 года чин шталмейстера двора, обратился 27 декабря 1916 (9 января 1917) года к императору с просьбой снять с него «непосильное бремя служения против велений совести»[1]. На следующий день он был уволен в отставку.
После Февральской революции Игнатьев был допрошен, среди других министров, Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства «для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств». Уже после этого, осенью 1917 года Игнатьев был избран почётным академиком Российской академии наук (в 1928 году звания заочно лишён, посмертно восстановлен в 1990 году). Также в 1917 году был избран почётным членом Петроградского университета, Женского медицинского института, Пермского университета (открытого в его бытность министром), Императорского Московского технического общества.
В июле 1917 переехал вместе с семьёй в Кисловодск. В октябре 1918 арестован ЧК в качестве заложника и отправлен в Пятигорск, однако освобождён по требованию Кисловодского совета в связи с его заслугами в области народного образования. В книге «Русский альбом» содержится упоминание о том, что он согласился покинуть тюрьму только после того, как по его просьбе были освобождены ещё два заложника. Оставшиеся заложники вскоре были убиты большевиками.
Вскоре после занятия Северного Кавказа белыми частями, в январе 1919 выехал в Новороссийск, а оттуда, в марте 1919, в Болгарию. С июля 1920 жил в Англии, где приобрёл имение Бошан на побережье Ла-Манша. Был председателем заграничной организации Российского общества Красного креста, много сделал для обустройства школ русской эмиграции в Европе, в которых были реализованы положения его реформаторского проекта.
В 1932 переехал в Канаду, где первоначально жил в Торнхилле (предместье Торонто), а с 1936 — в Аппер-Мельбурне, маленьком городке на реке Сент-Франсис к югу от Монреаля. Автор мемуаров, рукопись которых хранится в фондах Бахметьевского архива (США).
Предшественник: Граф Кассо, Лев Аристидович |
Министр народного просвещения Российской империи (1915—1917) |
Преемник: Кульчицкий, Николай Константинович |
Игнатьев, Павел Николаевич (министр просвещения).