Линия Москва — Санкт-Петербург — двухпутная железнодорожная магистраль протяжённостью 645 километров. На территории современной России является первой двухпутной железной дорогой и первой железнодорожной магистралью. На момент строительства была крупнейшей в мире двухпутной железной дорогой. Принятая при строительстве дороге ширина колеи 1524 мм стала стандартом для русских железных дорог (за что теперь известна как Русская колея). Первая российская высокоскоростная магистраль. В настоящее время является Главным ходом Октябрьской железной дороги.
Содержание |
В 1931 году между Ленинградом и Москвой начал курсировать поезд «Красная стрела» — первый фирменный поезд в СССР[1].
Во время Великой Отечественной войны линия была перерезана войсками Третьего рейха. Прямое сообщение между столицами с августа 1941 года по февраль 1944 года отсутствовало. С 1951 года на линии, впервые для сообщения между крупнейшими городами страны, стал использоваться моторвагонный состав — дизель-поезд ДП[2].
В 1962 году дорога была электрифицирована под постоянный ток напряжением 3 кВ. В 1965 году началась эксплуатация поезда «Аврора», маршрутная скорость которого составила 130 км/час. В итоге только за 1958—1963 годы скорость движения пассажирских поездов возросла с 72,3 до 130,4 км/час. С 1984 года для сообщения между столицами стал использоваться электропоезд — моторвагонный состав, получающий энергию от контактной сети. Им был ЭР200, тративший на путь 4 часа.
В 2001 году в ходе реконструкции главного хода линия была спрямлена[1]. Вместо Веребьинского обхода трасса прошла по ранее существовавшему до 1881 года прямому маршруту. Через Веребьинский овраг был построен новый мост. Произведена реконструкция контактной сети[3].
7 декабря 2009 года состоялся первый рейс высокоскоростного поезда Сапсан, а уже на следующий день началась его регулярная эксплуатация.
Железнодорожная линия Москва — Санкт-Петербург.