Абакан тайшет железная дорога, железная дорога абакан тайшет трасса мужества, железная дорога абакан тайшет карта, железная дорога абакан тайшет на карте

Железная дорога Абакан — Тайшет, «Трасса мужества» — железная дорога, строившаяся в 1959—1965 годах на территории Красноярского края, частично республики Хакасия и Иркутской области. Является продолжением железной дороги НовокузнецкАбакан, построенной в 1949—1950 годах. Строительство дороги АбаканТайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, на строительство дороги прибыли молодые люди со всего СССР.

Километраж начинается в Новокузнецке и заканчивается в Тайшете.

Содержание

Железнодорожная магистраль

Длина участка Абакан — Тайшет составляет 647 км, а всей дороги Новокузнецк — Тайшет — 1034 км. От Абакана дорога идёт преимущественно в восточном направлении. После станции Курагино дорога поворачивает на северо-восток и идёт преимущественно в этом направлении. После станции Саянская дорога вновь поворачивает на восток и на протяжении 250 километров идёт параллельно Транссибирской магистрали до Тайшета, где и заканчивается. Дорога пересекает реки Енисей, Туба, Мана, Кан и Бирюса. Имеются ответвления: на Большую Ирбу (от станции Ирба, 14 км), на Канзыбу (п. Краснокаменск, от разъезда 557 км, 12 км); и, наконец, на станцию Уяр (от станции Саянская, 56 км).

Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности. Высшая точка пути — станция Щетинкино (1000 метров над уровнем моря, самая высокая станция Красноярской железной дороги). На подходе к ней со стороны Абакана (перегон Джебь — Щетинкино) дорога с уклоном в 16 — 18 тысячных поднимается в горы, два раза поворачивая на 180 градусов и проходя через 3 тоннеля, а также по Козинскому виадуку, являющегося уникальнейшим инженерным сооружением высотой 65 метров. Всего на трассе дороги пробито 9 тоннелей. Общая длина их составляет более 10 километров, самый крупный из которых — Манский — протяжённостью 2487 метров.

Дорога была электрифицирована ещё во время строительства, напряжением 25 кВ переменного тока. Линия в основном однопутная, двухпутными перегонами являются следующие:

Строительство

Идея строительства железной дороги через Саяны появилась ещё в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность её строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот.

Проектирование дороги возобновилось только в 1935 году. Было предложено 5 вариантов трассировки линии, из которых наиболее целесообразными были линии с выходом на Нижнеудинск и Тайшет. Удобство выхода трассы к Нижнеудинску признавал и сам Кошурников. Но выбран был второй вариант, благодаря которому станция Тайшет стала крупным железнодорожным узлом, где ныне заканчивается трасса Абакан — Тайшет и начинается Байкало-Амурская магистраль.

Работы по проектированию активизировались с началом Великой Отечественной войны. К тому времени в горах геологами были обнаружены два крупных месторождения железной руды, необходимой металлургическим предприятиям Кузбасса.

Изыскания вели специалисты институтов Сибгипротранс и Томгипротранс. Главным инженером проекта был назначен Александр Кошурников, имевший немалый опыт в проектировании железных дорог.

5 октября 1942 года экспедиция под руководством Кошурникова отправилась по маршруту Нижнеудинск — Абакан. В составе экспедиции были также инженер Алексей Журавлёв и техник Константин Стофато. Экспедиция окончилась неудачно — её участники погибли. Их имена увековечены в названиях станций.

Годы спустя изыскания были продолжены учеником Кошурникова — Евгением Алексеевым. В этот раз обошлось без жертв. А уже в процессе строительства дороги, в 1962 году, экспедиция Кошурникова, Стофато и Журавлёва была символично завершена четырьмя сотрудниками института Сибгипротранс.

В 1959 году проект был утверждён. Вскоре началось и строительство. Каждый год сдавали по 100 километров пути. 24 января 1965 года строительство было завершено, был вбит последний, серебряный костыль.

29 января 1965 года по только что построенной магистрали, из Абакана в Тайшет, прошёл первый пробный поезд.

4 декабря из Тайшета и Абакана одновременно отправились друг навстречу другу поезда «Ангара» и «Енисей». 18 часов спустя они встретились на станции Саянская, где состоялся большой праздник по случаю завершения строительства Трассы мужества.

9 декабря железная дорога Абакан — Тайшет была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. Это была первая дорога в СССР, электрифицированная сразу, во время строительства, а также оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации управления движением.

Сегодня эта магистраль играет в жизни Восточной и Западной Сибири важную роль. По ней перевозят лес, уголь, существует и пассажирское движение. Время нахождения в пути заметно сократилось. Если в 1965 году первый поезд за 18 часов прошел полпути, то сейчас это время уходит на преодоление всего участка дороги.

На станции Кошурниково с 1964 года работает музей трассы Абакан — Тайшет. На месте гибели Александра Кошурникова установлен обелиск.

Значение

Новая дорога сократила прежний путь от Тайшета до Абакана на 404 километра и приняла на себя в основной магистрали до 35 % грузоперевозок, идущих с Дальнего Востока в Кузбасс, Среднюю Азию и обратно. Она проходит по шести районам Красноярского края. Это позволило ускорить освоение природных богатств Восточных Саян, Саяно-Партизанского месторождения высококачественных углей, содействует освоению Ирбинского, Красноярского месторождений железных руд и больших запасов древесины в районах лесозаготовок.

Строительство двухпутных вставок

В процессе строительства дорога строилась однопутной. Впервые с проблемами пропускной способности железнодорожники столкнулись через пятнадцать лет после сдачи дороги в эксплуатацию — в конце 70-х — начале 80-х годов. Стало ясно, что одного пути уже недостаточно, и приступили к строительству вторых путей на отдельных перегонах — получились двухпутные вставки. К недавнему времени встал вопрос о строительстве параллельных тоннелей, рядом с уже существующими — в частности, ведётся подготовка к проходке второго тоннеля рядом с Манским.

Интересные факты

  • Строителями было построено 725 искусственных сооружений, выполнено 37 миллионов кубометров земельных и 11 миллионов кубометров скальных работ. Чтобы перевести это количество земли и камня, потребовался бы 1 миллион 314 тысяч железнодорожных вагонов.
  • При строительстве был произведён мощнейший в отечественной истории не ядерный взрыв. Для обрушения скального массива был произведён взрыв мощностью 1 килотонну в тротиловом эквиваленте.
  • Абаканское отделение Красноярской железной дороги всегда было своеобразным полигоном Министерства путей сообщения. Здесь проходили испытания электровозы ВЛ85, а также начали водить состыкованные поезда в 140 — 150 вагонов. Здесь же появилась и система диспетчерской централизации.

В искусстве

В 1962 году бард Юрий Визбор написал песню «Абакан — Тайшет», в которой воспел путеукладчиков:

От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы,
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.

Пассажирское движение

  • Поезда Красноярск — Абакан (№ 124 (скорый), 658 (пассажирский);
  • Поезд Абакан — Тайшет;
  • Прицепные вагоны Абакан — Иркутск;
  • Электропоезда Абакан — Кошурниково.

Источники

  • Дорога сквозь годы
  • ТРАССА АБАКАН — ТАЙШЕТ — газета «Копейка»
  • "Трасса мужества «Абакан — Тайшет» отмечает свой юбилей — Новости
  • Транссибирская магистраль Веб-энциклопедия

Абакан тайшет железная дорога, железная дорога абакан тайшет трасса мужества, железная дорога абакан тайшет карта, железная дорога абакан тайшет на карте.

Дауни, Элисса, Покрашево (Слуцкий район), Государственный знак качества СССР.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52