Ездец (герб)

Езде́ц — один из главных элементов государственного герба России.

В настоящее время представляет собой «серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне, поражающего серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея»[1].

Содержание

Происхождение

Герб появился в результате процесса геральдизации изображения вооружённого копьем всадника на монетах и актовых печатях русских князей: Мстислава Мстиславича, Василия I Дмитриевича, Василия II

Изображения конного воина начали появляться на актовых печатях древнерусских князей в начале XIII в. Впервые его стал использовать новгородский князь Мстислав Удатный[2]. К концу XV в. на государственных печатях окончательно оформились следующие изображения: всадник, поражающий змея, с одной стороны печати и двуглавый орёл — с другой[3].

Возникновение змееборческого сюжета в русских княжествах совпадает со временем, последовавшим за победой Дмитрия Московского на Куликовом поле. Сыновья Дмитрия Ивановича, его племянники, внук, правнук, князья, придерживающиеся «московской ориентации», например Василий Михайлович Кашинский, считали этот сюжет «своим», помещая на печатях и монетах, а также на бытовых предметах.

Значительное распространение подобный сюжет получает на деньгах московского князя Василия II, переходя затем на монеты его сына Ивана III который использует всадника, поражающего дракона, буквально с первых лет правления не только на монетах, но и на печатях, наградных деньгах[4].

Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть «святым Георгием». Это было связано с установлением имперской эмблематики[5]. (См. также Орден Подвязки Ивана Грозного).

Среди исследователей неоднократно поднимался вопрос об итальянском следе[4] в происхождении русского ездеца. Змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра). Отмечают, что она восходит к дохристианским культам[6].

См. также

Примечания

  1. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» от 20 декабря 2000 года
  2. Янин, 1970
  3. Драчук, 1977
  4. 1 2 Соболева, 2006
  5. Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. Каталог выставки в Московском Кремле. М., 2010. С. 68
  6. Антонова, Мнева, 1963

Литература

  • Антонова В. И., Мнева Н. Е. Чудо Георгия о змие // Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — 5000 экз.
  • Драчук, В. С. Гербы Российского государства // Рассказывает геральдика. — М.: Наука, 1977. — 256 с. — 73 000 экз.
  • Соболева Н. А. Очерки по истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета. — Рос. акад. наук, Ин-т Рос. истории. - М. : , 2006. - с. : ил.. — М.: Языки славян. культур : Знак, 2006. — 488 с. — (Studia historica). — 1500 экз. — ISBN 5-9551-0150-0 ISBN 1727-9968
  • Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. — М., 1970.

Ссылки

  • Государственная символика

Ездец (герб).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52