Евсевий Кесарийский

Перейти к: навигация, поиск
Евсевий на гравюре Нового времени.

Евсе́вий Кесари́йский (ок. 263340) — римский историк, отец церковной истории. До создания его «Церковной истории» сочинение на подобную тему составил Гегесипп, но от него сохранилось только название. Жил в Кесарии.

Биография

Родился в Палестине; получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, особенно изучал Платона, Филона и Оригена (влияние последнего отразилось на всей научно-литературной деятельности Евсевия). Древние авторы, писавшие о Евсевии, называли его др.-греч. Εὐσέβιος ὁ Παμφíλου, лат. Eusebius Pamphili, то есть, дословно, Евсевий [ученик, друг или сын] Памфила (Евсевий Памфилов). Это прозвание Евсевий получил вследствие своей близости пресвитеру Памфилу. Впоследствии имя Памфил стало порой восприниматься как второе имя самого Евсевия, так что в некоторых изданиях о нём говорится как об Евсевии Памфиле[1].

Участвуя в управлении кесарийским училищем, Евсевий во время гонения на христиан римского императора Диоклетиана сохранил книги кесарийской библиотеки и обогатил её новыми коллекциями рукописей, приобретённых во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Хотя библиотека не уцелела до позднейшего времени, но многочисленные ценные отрывки из несохранившихся в целом виде произведений христианской литературы имеются в сочинениях самого Евсевия. Император Константин Великий особенно уважал Евсевия, который, со своей стороны, почтил императора двумя панегириками (в 20-летие и в 30-летие его царствования).

Из сочинения его «О церковном богословии» можно заключить, что он скорее уклонялся от решения вопроса о природе Христа как неуместного и неразрешимого, чем готов был открыто принять ту или иную сторону в богословском споре. К арианству он примкнул позже, будучи учеником Оригена. В 330 году он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия — св. Афанасия Александрийского.

Символ веры

На первом вселенском соборе, как учёнейший из собравшихся епископов, Евсевий занимал выдающееся положение: ему поручено было составить символ веры от лица Собора. В своём проекте Евсевий уклонился от категорического решения вопроса, занимавшего Собор, составив символ в общих выражениях, отчасти благоприятных арианству.

Проект Евсевия был, поэтому, заменён другим, со внесением термина ὀμοούσιος[2], которого избегал Евсевий. Валезий, один из первых издателей и исследователей сочинений Евсевия († 1676), признаёт, однако, Евсевия православным; так же думал русский патролог Филарет, епископ Черниговский.

А. В. Горский находит Евсевия лишь нетвёрдым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении «Вселенские соборы IV и V вв.») считает его открытым вождём партии так называемых полуариан. Баур называет его «отражением колебаний церковного сознания» относительно учения о Троице.

Сам Евсевий, в послании к своей кесарийской пастве, писанном с собора, говорит, что он подписал символ собора, чтобы не нарушать мира церкви, но что он остаётся верен старому символу Кесарийской церкви и в смысле этого старого символа толкует символ Никейский.

Труды

Свои сочинения Евсевий писал по-гречески; но сохранились они главным образом в переводах и истолкованиях (из истолкователей древнейший — Руфин Аквилейский). Главные из них:

Примечания

  1. Introduction to Praeparatio Evangelica, Oxford, 1903.
  2. «Единосущный» — об отношении Сына к Отцу

Литература

издания и переводы «Хроники» см. в отдельной статье

Греческие тексты:

  • «Церковная история» (издание 1828 года)
  • «Жизнь Константина» (издание 1830 года)
  • «Подготовка к Евангелию» (издание 1867 года)
  • «Подготовка к Евангелию», издание 1903 года: Vol. I; Vol. II; Vol. III; Vol. IV.
  • Эпитома «Канонов Евсевия» (1884)
  • Ономастикон (издание 1862 года)

Русские переводы

  • Евсевий Памфил. Церковная история. / Пер. Н. Малинина. Ч. 1. М., конфискован в 1787 году)
  • Сочинения Евсевия Памфила. Пер. Санкт-Петербургской духовной академии. В 2 т. СПб,1848-49.
    • Т. 1. Церковная история. СПб., 1848. 596 стр. (2-е изд.) СПб., 1858.
      • переизд.: Евсевий Памфил. Церковная история. / Пер. СПбДА. Комм. С. А. Ершова. (Серия «Александрийская библиотека»). СПб.: Амфора, 2005. 496 с.
    • Т. 2. Жизнь Константина. СПб., 1849. 444 стр.
      • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. / Пер. СПбДА под ред. А. А. Калинина. («Византийская серия»). М.: Labarum. 1998. 352 стр.
  • Евсевий Памфил. О названиях местностей, встречающихся в священном писании. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского. О положении и названии еврейских местностей. / Пер. И. Помяловского. («Православный палестинский сборник». Т. 13. Вып. 1.) СПб., 1894. 547 стр.

Новые русские переводы:

  • Евсевий. Церковная история. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. М., 1982. Сб. 23-26.
    • Пер. М. Е. Сергеенко, комм. С. Л. Кравца. (Серия «Памятники церковной письменности») М., 1993. 446 стр. 10000 экз.
  • Вдовиченко А. В. Евсевий Кесарийский против Гиерокла. // Раннехристианские апологеты II—IV вв.: Переводы и исследования. М., 2000.

Другие переводы:

  • В «Loeb classical library» издана «Церковная история» в 2 томах (№ 153, 265)
  • Английские переводы (включая трактаты «Подготовка к Евангелию» и «Демонстрация Евангелия»)
  • Французский перевод «Подготовки к Евангелию»: Vol. I (1846)

Исследования

  • Розанов Н. П. Евсевий Памфил, еп. Кесарии палестинской. М., 1880. 232 стр.
  • Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства II века. М., 1886. 214 стр.
  • Кривушин И. В. Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский. Учеб. пособие. Иваново, 1995. 67 стр.
  • Ващева И. Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. (Серия «Византийская библиотека». Исследования). СПб.: Алетейя. 2006. 271 стр.

См. также

Ссылки

  • Евсевий Кесарийский // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • Евсевий // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
  • Церковная история (325) Предисловие С. А. Ершова к «Церковной истории»

Евсевий Кесайрийский. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.

  • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М. Лабарум. 1998. Книга первая. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012. Книга вторая. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012. Книга третья. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012. Книга четвертая. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012. Слово василевсу Константину, написанное к обществу святых. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012. Слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Евсевий Кесарийский.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52