Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей[1].
В системе образования целенаправленный процесс[2] взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности[2], на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей[3][4]. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины[2].
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют[1] следующие высшие духовные ценности:
индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Объекты воспитания
По словам учёного В. И. Павлова[5], духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
↑ Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //ВЕСТНИК. — 2008. — С. 26.
↑ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. № 12. 2009. С. 103—108.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРАХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМОНАВТОВ // Фундаментальные исследования. № 12-2. 2011. С. 322—325.
Литература
Пархоменко И. А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» // Мир науки, культуры, образования. № 5. 2009. С. 184—186.
Левичев О. Ф. Духовно-нравственное развитие: закон сохранения мощности // Школьные технологии. — 2010. — № 3. С. 64.