История Ирана | |
|
|
До нашей эры | |
---|---|
Прото-эламиты (3200—2700 до н. э.) |
|
Джирофт (3000—500 до н. э.) |
|
Элам (2700—539 до н. э.) |
|
Манна (1000—700 до н. э.) |
|
Наша эра | |
Аршакиды (250 до н. э. — 224 н. э.) |
|
Арабское завоевание (637—651) | |
Исламская революция в Иране (1979) | |
Портал «Иран» |
Джирофтская культура, перс. تمدن جيرفت — археологическая культура раннего бронзового века (3 — 1 тыс. до н. э.), локализованная на территории современных иранских останов Систан и Керман.
Гипотеза о существовании самостоятельной джирофтской цивилизации была выдвинута на основании коллекции артефактов, конфискованных в Иране у «чёрных археологов». Предметы, как предполагается, происходили из местности Конар-Сандал близ посёлка Джирофт на реке Халиль в южно-центральной части Ирана. Среди других археологических памятников, которые связываются с данной культурой — Шахри-Сухте (букв. «сожжённый город»), Тепе-Бампур, Эспиэдедж, Шахдад, Иблис, Тепе-Яхъя и ряд других.
Иранский археолог Юсеф Маджидзаде, перс. یوسف مجید زاده, руководивший археологическими раскопками в Джирофте, первым предложил рассматривать группу сходных археологических памятников как «самостоятельную цивилизацию бронзового века со своей собственной архитектурой и языком», занимавшей промежуточное географическое положение между Эламом на западе и Хараппским государством на востоке. Маджидзаде предполагал, что джирофтская культура могла быть упоминаемым в шумерских текстах царством Аратта, соперничавшим с Уруком.
Ряд исследователей со скептицизмом отнеслись к гипотезам Маджидзаде. Согласно альтернативной гипотезе (Даниэль Поттс, Пётр Штайнкеллер), джирофтская культура связана с загадочным городом-государством Мархаши, который, согласно документам той эпохи, находился к востоку от Элама.
Содержание |
Ранее раскопки в Кермане проводил М. А. Стейн около 1930 г.
Важные раскопки в провинции Керман провели группы под руководством профессора Джозефа Колдуэлла из Музея штата Иллинойс в 1966 г. (Таль-и-Иблис) и Чарльза Ламберг-Карловски из Гарвардского университета в 1967 (Тепе-Яхья, долина Соган, Долатабад).
Многие артефакты, которые позднее были связаны с Джирофтом, были конфискованы у «чёрных копателей» — местных крестьян, грабивших археологические памятники в Джирофте до 2001 г., когда команда иранских археологов под руководством Юсефа Маджидзаде начала здесь систематические раскопки. Археологи обнаружили на площади более 2 кв. км. остатки города, датируемого как минимум концом 3 тыс. до н. э.
Добытые расхитителями могил артефакты, а также несколько сосудов, обнаруженных в ходе раскопок, относились к так называемому «межкультурному типу» керамики, известному в Месопотамии и на Иранском плато, а также из раскопок 1960-х гг. в близлежащем Тепе-Яхъя.
Гипотеза о «джирофтской цивилизации» не является общепринятой. Археолог Оскар Мускарелла из Метрополитен-музея считает, что раскопщики поспешили сделать сенсационные заявления, в то время как результаты раскопок публикуются с задержками. Также, по мнению Мускареллы, отнесение нижних стратиграфических слоёв к 4 тыс. до н. э. чрезмерно оптимистично. Несмотря на указанную критику, Мускарелла признаёт важность открытого памятника.
В ходе археологических раскопок было обнаружено множество предметов домашней утвари высокохудожественного исполнения, что свидетельствовало о существовании высокоразвитой цивилизации. Рядом с поселком Тепе-Яхья также был обнаружен один из ремесленных центров цивилизации Джирофта. Известные ученым археологические слои цивилизации располагаются примерно на 400 кв. м. территории. Точных данных о происхождение данной цивилизации не имеется, существует лишь предположение о влиянии Джирофтской цивилизации на так называемую Бактрийско-Маргианскую культуру, возникшую позже и располагавшуюся севернее предполагаемого нахождения Джирофтской цивилизации.
По мнению Маджидзаде, геофизические данные французских исследователей говорят о существовании в регионе как минимум 10 исторических и археологических периодов, относящихся к различным культурам. Нижние стратиграфические слои находятся на глубине до 11 метров под землёй.
Типовой сайт Джирофтской культуры, Конар-Сандал, состоит из двух теллей высотой 13 и 21 метр, и расположен
. В холме Конар-Сандал B обнаружена двухэтажная цитадель с основанием около 13,5 гектаров.По утверждениям Маджидзаде, он обнаружил надписи джирофтской культуры, выполненные письмом, напоминающим эламское линейное письмо и датируемые около 22 в. до н. э. Сообщение Маджидзаде было встречено со скептицизмом; так, Лолер (Lawler, 2007) цитирует Якоба Даля (Jacob Dahl), специалиста по древним текстам из Берлинского свободного университета, считающего найденные надписи поддельными.
По мнению иранского историка Джаханшаха Дерахшани (род. 1944), страна Аратта, упоминаемая в шумерских источниках, находилась на востоке Иранского плато, и её населяли древние арийцы, известные как Aratti или Artaioi[1]. Около 1000 г. до н. э. аратты якобы переселились на юго-запад в Персис (ныне провинция Фарс) и стали прямыми предками персов, а также парфян, бактрийцев и арахозийцев. Дерахшани ссылается на Геродота, согласно которому, парфяне также назывались Artaioi = Artaians[2], и на Гелланика Лесбосского, который описывал их как обитателей персидского региона Artaia[3]. Греки называли обитателей региона Баригаза Arattii, Arachosi и Gandaraei — этот народ был покорён воинственными бактрийцами[4].
Джирофтская культура.