Веб-портал для пользователей — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные сервисы (интернет-сервисы), которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов, если они объединены под одним доменным именем.
Также порталы функционируют как точки доступа к информации в Интернете или сайты, которые помогают пользователям в поиске нужной информации через Интернет. Такие порталы представляют информацию из различных источников в единообразном виде, их также называют навигационными сайтами.
Все порталы выполняют функции поиска, а также предоставляют интернет-сервисы, например: электронная почта, лента новостей и т. д.
Идея работы портала — предоставление максимального количества интернет-сервисов для привлечения наибольшего числа пользователей.
Терминологическая неопытность пользователей и очевидная для производителей контента сайтов привлекательность позиционирования своих Интернет-проектов как порталов привели к размыванию понятия. Порталами часто «называют себя» просто большие сайты с разветвленной внутренней структурой и большим количеством ссылок. Однако если большая часть этих ссылок — внутренние (которые отправляют пользователя на другую страницу этого же сайта), то называть такой сайт Интернет-порталом неоправданно.
Интенсивному развитию порталов способствует ряд программных продуктов (портальные решения), которые позволяют объединить в единое пространство информацию из различных источников. Такие решения связаны, в частности, с:
'Горизонтальный портал' (или универсальный портал, портал общего назначения, General portal) — портал, охватывающий множество тематик, представляющий набор сервисов (обслуживающих, по возможности, все темы) и ориентирован на максимально широкую аудиторию, на максимальный охват ее интересов. Наиболее известные горизонтальные порталы (по секторам Интернет) — Yahoo! (англоязычные); Mail.ru (русскоязычный); Yandex, Ukr.net (русскоязычные и украиноязычные).
Такие порталы, как правило, сочетают в себе разнообразные функции, предлагают разноплановый контент (содержание) и различные сервисы (новостные, финансовые, развлекательные, игровые и т. д.).
'Вертикальный портал' (Vertical portal), портал-ниша (Niche portal) — портал узкой тематической направленности, предоставляющий различные сервисы для пользователей сети по определенным интересам и ориентированный на полный охват тематики или области деятельности.
Если тематика вертикального портала довольно интересная, вокруг него может сложиться так называемое «сообщество» (community) — более-менее постоянная группа лиц, которые, например, систематически общаются между собой в чате такого портала.
Корпоративный портал (Corporate portal, Enterprise portal) — совокупность информационных систем и баз данных предприятия, организации или учреждения, представленных в сети Интернет.
Корпоративный портал предоставляет сотрудникам компании (или её постоянным партнерам) строго персонифицированный вход в её автоматизированную систему управления (информационную систему подготовки принятия решений, экспертную систему, систему совместной работы, систему управления бизнес-процессами и т. д.).
Публичный портал (Public portal) — является диаметральной противоположностью корпоративного портала.
Публичный портал предоставляет любому посетителю любую информацию и любые сервисы. Как правило, публичный портал принадлежит какой-либо компании и является частью её бизнеса, его нельзя отнести к корпоративным сайтам, на таком портале редко увидишь данные об этой компании.
Веб-портал.