Беспечный русский бродяга | ||||
Студийный альбом «Аквариума» | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан | ||||
Жанр | ||||
Длительность |
70:14 |
|||
Лейбл |
Мистерия звука |
|||
Хронология «Аквариума» | ||||
|
«Беспе́чный ру́сский бродя́га» — двадцать пятый «естественный» альбом группы «Аквариум». Отличается разнообразием жанров — от баллад, написанных на основе кельтского фольклора, до танцевальных мелодий, электронной музыки и транса.
Альбом получился небывало долгим — 19 треков (14 основных и 5 бонусных), а для его записи были приглашены другие музыканты, в том числе известные во всем мире авангардисты Хенри Кайзер (Henry Kaiser) и Тим Ходжкинсон (Tim Hodgkinson), индийские исполнители Пандит Харипрасад Чаурасия (Pandit Haripasad Chaurasia) и Пандит Бхавани Шанкар Катак (Pandit Bhavani Shankar Kathak).
Содержание |
Над «Беспечным русским бродягой» группа работала непривычно долго — в общей сложности более двух лет. В итоге новый альбом, как и «ZOOM ZOOM ZOOM», появился вместо давно анонсированного и ожидаемого альбома «Репродуктор», в который, как предполагается, войдут заново спетые старые песни «Аквариума». Во время подготовки «Репродуктора» музыканты, по словам Бориса Гребенщикова, почувствовали, что просто перепевать старые песни неинтересно, и решили включить в альбом новые композиции: в результате от старых песен решено было отказаться и получился совершенно новый альбом; выход «Репродуктора» был снова отложен.
В то же время с выпуском «Бродяги» «Аквариум», как утверждает БГ, закончил «фазу, которая длилась пять лет», и «Бродяга» был её последним этапом.[1] «Хотелось не клепать новые диски, а создать артефакт, отражающий сегодняшнее состояние», — заявил Гребенщиков накануне выхода альбома, подчёркивая его этапность.[2]
По мнению многих критиков, в «Беспечном русском бродяге» у «Аквариума» получилась совершенно роскошная музыкальная палитра и такая же галерея образов — от законченных, но всё ещё философски бодрящихся алкоголиков («Мама, я не могу больше пить», «Стаканы») до «ушедших в тонкий мир с головой» и "поцелуев в чакру» («Шумелка»).[1]
В аранжировках композиций, звучащих на альбоме, было использовано около 30 музыкальных инструментов: гитары, скрипки, флейты, саксофон и целый ряд экзотических инструментов, таких как дудук, конги, куриюка, кабаса, маджера, чаймс. Во время записи альбома в группе появился новый участник — басист Андрей Светлов.
Борис Гребенщиков об альбоме:
На «Бродяге» Аквариум свободно экспериментирует, без привязки к жанрам и стилям. Поэтому здесь есть и кельтские мелодии, и электроника, и сюрреалистический юмор и… все то, что они всегда любили, но по разным причинам не всегда играли. (Из пресс релиза «Аквариума» к альбому.[3])
О песнях «Стаканы» и «Беспечный русский бродяга»:
Была б моя воля, я бы написал тексты на все ирландские мелодии, а не только на две, потому что эта музыка, в отличие от русской, удивительно живая и красивая. Кажется, в XIX веке кто-то уничтожил все весёлые русские песни, оставив только мрачную нудятину. (Из статьи Ю. Жаворонковой «БГ станет „брадяггой“».[2])
а также:
На официальном сайте «Аквариума» также указано:
Записано Рубекиным и Докшиным на 601.
Voulez Vous, Ткачиха, ДДД, Бродяга записаны на Добролёте (Олег Волков).
Оркестр записан в Студии Дворца Пионеров (Борис Истомин).
Андрей Светлов играет на басах Yamaha.[4]
Дизайн альбома и буклета — Н. Федосова при участии БГ.
Все песни написаны БГ, кроме специально отмеченных.
+ BONUS DVD
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия. Но тише!
(Вильям Шекспир. Гамлет.[5])
Ср. в песне:
Так начинания, вознесшиеся мощно,
Сворачивают в сторону, теряют имя действия — какой срам.
(Борис Гребенщиков. Ткачиха.[6])
Но теория суха, а древо жизни
Зеленеет в листах
(Борис Гребенщиков. Ткачиха.[6])
Ср. в «Фаусте»:
Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо.
(Иоганн Гёте. Фауст, пер. Б. Пастернака.[7])
Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!
(Иоганн Гёте. Фауст, пер. Н. Холодковского.[8])
Беспечный русский бродяга.