Бенджамин Бриттен

Эдвард Бенджамин Бриттен
Основная информация
Полное имя

англ. Edward Benjamin Britten

Дата рождения

22 ноября 1913(1913-11-22)

Место рождения

Лоустофт, графство Саффолк

Дата смерти

4 декабря 1976(1976-12-04) (63 года)

Место смерти

Олдборо, графство Саффолк

Страна

 Великобритания

Профессии

композитор, дирижёр, пианист

Инструменты

фортепиано

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, графство Саффолк — 4 декабря 1976, Олдборо) — британский композитор, дирижёр и пианист.

Содержание

Биография

Королевский музыкальный колледж, 2007

С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа (англ.)русск., затем в 19291933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (англ.)русск. (композиция) и Артура Бенджамина (англ.)русск. (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» (англ. A Hymn to the Virgin; 1930), хоральные вариации «Младенец родился» (англ. A Boy was Born; 1934) — привлекли определённое внимание музыкальной общественности. В 19351942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» (англ. Our Hunting Fathers), музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; 1941), созданная после переезда обоих в США. В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим и спутником жизни композитора, фактически его гражданским мужем.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джемса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (англ.)русск. (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964). В 1948 г. Бриттен также основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; 1957). В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема (англ.)русск. (англ. War Requiem; 1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри.

В 1970-е гг. к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо. Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.

Музыкальные сочинения

Оркестровые произведения

  • «Вариации на тему Фрэнка Бриджа»
  • Простая симфония

Оперы и пр.

  • «Питер Граймз» (1945)
  • «Поругание Лукреции» (1946)
  • «Альберт Херринг» (1947)
  • «Глориана» (1953)
  • «Поворот винта» (1954)
  • «Сон в летнюю ночь» (1960)
  • переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша (1948)
  • «Давайте ставить оперу» (1949), для детей
  • «Ноев ковчег» (1958), для детей
  • «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78
  • «Смерть в Венеции» (1973)
  • балет «Принц пагод» (постановка 1957)
  • оратория «Военный реквием» (1962)

Музыкальные произведения других композиторов, посвящённые Бриттену

Библиография

  • Таурагис А. Бенджамин Бриттен: (Очерк жизни и творчества). — М.: Музыка, 1965. — 130 с.
  • Холст И. Бенджамин Бриттен / Пер. с англ. — М.: Музыка, 1968. — 100 с.
  • Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бритен. — М.: Сов.композитор, 1974. — 329 с.
  • Humphrey Carpenter. Benjamin Britten: a biography. — London: Faber, 1992. — ISBN 0-571-14324-5

См. также

Ссылки

  • Биография  (Проверено 28 октября 2011)
  • Б. Бриттен — всё о знаменитости  (Проверено 28 октября 2011)
  • Б. Бриттен в энциклопедии «Кругосвет»  (Проверено 28 октября 2011)

Бенджамин Бриттен.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52