Акмеология

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Содержание

Краткая история формирования акмеологии в России

  • 1928 г. — Н. А. Рыбников предложил термин «акмеология», как науки «… о развитии зрелых людей».
  • середина XX века — Б. Г. Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке.
  • 90-е гг. XX века под руководством А. А. Деркача и А. А. Бодалева создана первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  • 1992 г. — по инициативе д.пс.н. Н. В. Кузьминой, д.пс.н. А. А. Деркача и д.пс.н. А. М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».
  • 1995 г. — по инициативе д. пс. н. А. М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия, ныне — Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.

Согласно паспорту специальности ВАК, акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук[1].

Направления акмеологии

  1. Общие основы акмеологии (А. А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Г. И. Хозяинов).
  2. Профессиональная акмеология (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, К. Е. Перепелкина)[2] , в рамках которой выделены следующие направления:
    • Педагогическая акмеология (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Н. Тарасова);
    • Военная акмеология (В. Г. Михайловский, Л. Г. Лаптев, В. Н. Новиков);
    • Социальная акмеология (А. И. Лященко, Г. П. Филиппова);
    • Школьная акмеология (В. Н. Максимова);
    • Медицинская акмеология (В. П. Андронов, А. Г. Васюк, С. Н. Толстов).
  3. Акмеология управления (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.)
  4. Креативная акмеология (Н. Ф. Вишнякова, А. А. Деркач, К. Е. Перепелкина).
  5. Синергетическая акмеология (В. П. Бранский, С. Д. Пожарский).
  6. Акмеология образования (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, Н. П. Фетискин и др.).
  7. Коррекционная акмеология (В. Н. Тарасова).
  8. Этнологическая акмеология (В. П. Бранский).

Новейшее состояние — синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации»[3] .

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры — это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Организации

  • Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии
  • Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности

Научные журналы

Литература

  • Акмеология. Учебник под общ. ред. Деркача А.А. — Москва: РАГС, 2002.
  • Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума.. — СПб, 2001.
  • Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. . — СПб: Политехника, 2003.
  • Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.. — СПб., Коломна, Рязань, 2008.
  • Образование в России: перспективы и реальность. Материалы научно-практической конференции. — СПб: СПбАА, 2001.

Примечания

  1. ↑ Паспорт специальности 19.00.13 Психология развития, акмеология. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 3 сентября 2011.
  2. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутов Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.- СПб., Коломна, Рязань, 2008 г., С.76.
  3. Образование в России: перспективы и реальность. Материалы научно-практической конференции.- СПб: СПбАА., 2001 г., С. 24.

Ссылки

  • Акмеология и психология профессиональной деятельности



Акмеология.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52