Whataboutism — пропагандистская тактика, первоначально использовавшаяся в Советском Союзе, при дискуссиях с преставителями Запада, во время «Холодной Войны». Эта тактика применялась госпропагандой при критике действий властей и иных событий в Советском Союзе, обычно в области прав человека, когда ответ начинался с выражений «А как насчет…»(«What about…») после чего следовало упоминание чем-то сходных с объектом критики событий в Западном мире.[1][2]
С окончанием Холодной Войны, практическое использование этой тактики быстро сошло на нет, но сейчас она переживает свое второе рождение в России, как правило вновь в связи с различными нарушениями прав человека, и иной критикой поведения правительства России. Журналист из Великобритании (газета The Economist), Мириам Элдер (Miriam Elder), отметила то, как эта тактика возрождается в России во время правления Владимира Путина. Оригинальная заметка рассказывала о её сложностях при посещении химчистки в Москве, сопряженного с бесконечными бюрократическими препонами и очередями. Эта заметка привлекла внимание пресс-службы правительства, и в ответе был продемонстрирован классический метод применения тактики whataboutism, так как разговор был переведен на сложности в получении виз во многие западные страны (в данном случае в Великобританию).[3]
Метод Whataboutism также вошел и в советский фольклор в форме популярного анекдота:
— Скажите, какова средняя заработная плата рабочего в СССР? — …А зато у вас негров вешают!
Whataboutism.