Napster

Логотип Napster.

Napster — файлообменная пиринговая сеть, созданная Шоном Фаннингом, Шоном Паркером и Джорданом Риттером и действовавшая в период с июня 1999 года[1] по июль 2001 годa, когда он посещал Северо-Восточный университет в Бостоне. Названием сервиса стал псевдоним Шона. Napster был первым широко используемым p2p (peer-to-peer) файлообменным сервисом и оказал сильное влияние на людей, использующих Интернет. Сервис позволял легко обмениваться музыкальными файлами с другими людьми, что привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной индустрии. Несмотря на то, что сервис был остановлен по решению суда, он привел к появлению децентрализованных peer-to-peer сетей, контролировать которые гораздо сложнее.

Торговая марка и логотип сейчас используются платным сервисом.

Содержание

Истоки

Шон Фаннинг в компании с двумя своими онлайн-друзьями — Джорданом Риттером из Бостона и Шоном Паркером из Вирджинии — запустил первую версию Napster в июне 1999[2]. Фаннинг хотел найти более лёгкий способ обмениваться музыкой в формате MP3, чем посредством IRC или Lycos. После рассмотрения всех аспектов деятельности компании Джоном Фанингом, дядей Шона, последний получил 30 % акций компании. Остальное отошло к его дяде.

Napster являлась peer-to-peer сетью, хотя и использовала централизованное управление для получения списка подключенных компьютеров и их списка предоставляемых файлов, так как обмен файлами происходил непосредственно без участия центрального сервера. Такой принцип работы очень похож на протокол IRC. Хотя и существовали сети, облегчающие обмен файлами (напр. IRC, Hotline, USENET), Napster специализировалась исключительно на музыке в формате MP3 и предоставляла удобный интерфейс. Результатом стала система, чья популярность генерировала огромный выбор музыки для скачивания.

Хотя музыкальная индустрия провозгласила обмен музыкой посредством p2p воровством, многие пользователи Napster считали такие закачки оправданными по многим причинам. Многие считали, что качество новых альбомов снизилось к уровню середины 1990, когда типичный альбом содержал только одну-две хороших песни и «музыкальный наполнитель» — песни-пустышки. Поэтому они были благодарны Napster за возможность скачать несколько песен без необходимости платить за весь альбом. Также Napster предоставлял прекрасную возможность меломанам обмениваться песнями, которые сложно найти — старыми записями и песнями с концертов, бутлегами. Также у пользователей появилась возможность скачать музыку, которую они приобрели до популяризации компакт-дисков (например, на виниловых пластинках, кассетах), в оцифрованном виде.

Napster сегодня

Причиной закрытия Napster стало появление демоверсии песни I Disappear группы Metallica за несколько дней до её официального выхода. Это не понравилось участникам группы, в особенности барабанщику Ларсу Ульриху, по чьей инициативе и был составлен иск против компании.

После предложения о покупке за 2,43 миллиона долларов США контрольного пакета акций, сделанного компанией развлечений для взрослых Private Media Group, бренд и логотипы были приобретены на аукционе банкротов компанией Roxio, Inc, которая использовала их для преобразования музыкального интернет сервиса Pressplay в платный сервис Napster 2.0.

В сентябре 2008 года музыкальный сервис Napster был выкуплен американской компанией Best Buy за 121 млн долларов[3].


Примечания

  1. Napsterооо’s High and Low Notes — Businessweek — August 14, 2000
  2. Sonic Boom: Napster, MP3, and the New Pioneers of Music; John Alderman, pg. 103
  3. The Next Chapter: Best Buy To Acquire Napster For 121 Million

Ссылки

  • Napster, Inc. Website

См. также


Napster.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52