Libération | |
Обложка газеты |
|
Tип |
ежедневная газета |
---|---|
|
|
Главный редактор |
Laurent Joffrin |
Основана | |
Политическая принадлежность | |
Язык |
французский |
Цена |
1,30 € |
Главный офис | |
Тираж |
139 959 экз. |
ISSN |
0335-1793 |
|
|
Сайт: http://www.liberation.fr/ |
«Libération» («Либерасьон») — самая молодая из трёх крупнейших национальных французских газет, выпускающаяся с 1973 года (первоначально под началом Жана-Поля Сартра).
Содержание |
Первый выход газеты планировался на 5 февраля 1973 года, но по техническим причинам и из-за финансовых трудностей дата была перенесена. Вместо этого издание выпускало «нулевые» экземпляры, предназначенные накапливать фонд по подписке. Первый номер («0») вышел 22 февраля 1973 года, а номер «1» — 18 апреля того же года. В то время это были всего лишь листовки. Объединив различные течения, проистекавшие, главным образом, из событий мая 1968 года и студенческих бунтов новых левых 60-х гг., газета придерживалась крайних левых взглядов.
Libération стремилась основать новую журналистику, новый стиль: дать слово народу, цитируя лишь откровенные «перлы» власть имущих. Проповедуя левые взгляды, она ставила целью разоблачать компании и их владельцев, политиканов, бюрократию и судебный произвол, для чего много страниц посвящала карикатурам и комиксам. Становясь на сторону угнетённых, Libération провоцировала споры на темы, которые разделяли современное общество: расизм, половое поведение, угнетение женщин и рабочих. Отказываясь печатать рекламу, газета доказала собственную независимость.
В прошлом «левая» газета, Libération «вернулась в строй»[1] со времени дебюта 1996, после того, как над группой взял контроль Джером Сейду: появилась иерархия зарплат, рекламные анонсы; вмешательство в собственный капитал внешних интересов изменило деятельность издания. Однако газета сохранила свою свободу голоса, резкие и бьющие в цель заголовки и внимание к движениям современного общества. Она заботилась о том, чтобы разрушить однообразие традиционного информирования, удивить читателя, дать ему слово, возможность выражаться совершенно свободно. Libération не забывает про улыбку и юмор, анализ же серьёзных сюжетов всегда профессионален и прочно зиждется на документальной базе, — что и позволяет газете привлечь и удержать молодого читателя. Газета входит тиражом 229586 экземпляров. Впрочем, когда в 2005 году 37 % акций газеты перешли к Эдуару де Ротшильду, она ещё дальше сместилась от своих изначальных позиций, призвав голосовать на референдуме за проект Евроконституции.
Libération выходит на 36 страницах (приблизительно), а её формат ещё меньше, чем у Le Monde. Заголовок газеты — чёрно-белые буквы на фоне красного ромба. В отличие от Le Figaro и от Le Monde, она печатает немного текста на первой полосе, которая на три четверти занята большой цветной фотографией, слева от которой — фотографии поменьше с цветными заголовками разных шрифтов. Первые страницы посвящены событиям, произошедшим недавно (рубрика События), далее идёт рубрика Новейших открытий, потом — международные новости, затем политика, общество, экономика, массмедиа, спорт, культура, метеопрогноз, телегид. Страницы газеты усеяны фотографиями и юмористическими рисунками, что помогает заинтересовать широкие социальные круги, среди которых много молодёжи; они называет газету «Наша маленькая Сво» («leur petit Libé»)
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2004—2005 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Тираж | 169 427 | 169 011 | 171 551 | 164 286 | 158 115 | 146 109 | 140 334 |
В настоящее время Liberation переживает не лучшие времена. В 2006 году Серж Жюли, один из основателей газеты, ушёл в отставку из-за разногласий с Эдуаром Ротшильдом (основным акционером компании, контролирующим 38,8 % акций) и ухудшающегося финансового положения издательства (к апрелю 2006 г. убытки газеты составили 950 тысяч евро)[2]
В 2007 году бывшие журналисты Libération создали сайт Rue 89 (в своё время Libération стала первой французской ежедневной газетой, которая обзавелась веб-сайтом).
Осенью 2008 года по инициативе французского посольства в России в Либерасьон было направлено предложение об опубликовании объявления с соболезнованиями жертвам трагедии в Южной Осетии. По словам представителя посольства, речь шла о публикации размером в четверть полосы стоимостью в 8800 евро с текстом: «В память о жертвах трагедии в Южной Осетии — осетин, грузин, русских. О всех тех, кто погиб в результате нападения режима Тбилиси. Мы разделяем скорбь их близких…» Текст сопровождался фотографией с руинами Цхинвала и подписью внизу «Посольство России во Франции».
Публикация не вышла в назначенное время и несколькими днями позже из Либерасьон сообщили, что отказываются публиковать сообщение с заявлением о «нападении режима Тбилиси», официально объяснив непоявление объявления в печати: «в связи с забастовкой профсоюза распространителей ежедневной прессы газета выходит неполным тиражом» и поэтому объявление «напечатано не будет».[3]
«Я обнаружил этот текст уже в сверстанном номере. По существующему у нас порядку мне должны были его показать раньше. Это, во-первых. А, во-вторых, рекламные тексты политического или институционного характера, а заказчик (посольство РФ во Франции. — В. П.) — учреждение именно такого свойства, должны получать согласие на публикацию главного редактора, а его не было. Поэтому я снял рекламный текст».
- Заместитель директора «Либерасьон» Дидье Пуркери
Libération (газета).