CV-22 Osprey

Перейти к: навигация, поиск
V-22 Osprey
Десантирование с V-22 подразделения морской пехоты США, 2000 год.
Тип транспортный СВВП
Производитель Bell Helicopter,
Boeing Rotorcraft Systems
Первый полёт 19 марта 1989 года
Начало эксплуатации 8 декабря 2005 года
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты Корпус морской пехоты США
ВВС США
Единиц произведено ~160[1]
Стоимость программы разработки $50,5 млрд (2005 год)[2]
Стоимость единицы $115,5 млн - 2012 год[3]

$116,1 млн - 2013 год[4]

Базовая модель Bell XV-15
 Изображения на Викискладе

Bell V-22 Ospreyангл. osprey — скопа) — американский конвертоплан, сочетающий отдельные возможности самолёта и вертолёта.

Единственный серийно выпускаемый конвертоплан разрабатывался в США более 30 лет компаниями Boeing и Bell. Находится на вооружении Корпуса морской пехоты США и ВМС США.

Летательный аппарат оснащён двумя двигателями Rolls-Royce T406, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов. Винты с тремя трапециевидными лопастями связаны между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. Данный вал также обеспечивает возможность посадки летательного аппарата на одном двигателе. С целью уменьшения массы конструкции около 70 % (5700 кг) аппарата произведено из композитных материалов на основе угле- и стеклопластиков с эпоксидным связующим, что делает его на четверть легче металлического аналога.

Производство

Лётные испытания новой машины начались 19 марта 1989 года. Уже в сентябре «Оспри» с успехом продемонстрировал превращения из вертолёта в самолёт во время полёта. Однако в 1990 году финансирование программы было практически прекращено. Было принято решение оснастить этими машинами только Корпус морской пехоты США, но и здесь первоначальный заказ в середине 1992 года сократили до 300 машин. ВМС заключили контракт на приобретение четырёх V-22 и модернизацию двух уже существующих прототипов, которые предполагалось сделать более лёгкими и дешёвыми. Цена одного аппарата, составляющая $71 млн, в дальнейшем должна, как надеются производители, снизиться до $58 млн.

В 2008 году Пентагон заключил контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму 10,4 млрд долларов[5].

Сообщалось также о готовности Пентагона взвесить поставку конвертопланов на вооружение иностранных армий, с отдачей предпочтения вооружённым силам Израиля, Канады и Объединённых Арабских Эмиратов[6]. В апреле 2013 года сообщалось о намерении Министерства обороны США включить поставку конвертопланов V-22 Osprey в находящуюся на конечных стадиях обсуждения сделку (в общем объёме 10 млрд долларов) по поставке вооружений в Израиль, Объединённые Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию[7].

Модификации

  • MV-22A — конвертопланы ВТА, способные перевозить 24 десантника.
  • SV-22A — противолодочный.
  • HV-22 — поисково-спасательный.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

MV-22 Osprey
MV-22 Osprey
MV-22 Osprey в сложенном состоянии
MV-22 Osprey — ночная дозаправка
  • Экипаж — 3 (MV-22) или 4 (CV-22) человека;
  • пассажировместимость — 24 десантника.
  • Габариты:
    • длина фюзеляжа — 17,48 м;
    • размах крыла по концам лопастей винтов — 25,78 м;
    • длина при сложенных лопастях — 19,23 м;
    • ширина при сложенных лопастях — 5,64 м;
    • высота по килям — 5,38 м;
      • при двигателях, установленных вертикально вверх — 6,74 м;
      • при сложенных лопастях — 5,51 м;
    • площадь крыла — 28 м².
  • Масса:
    • масса пустого конвертоплана — 15 000 кг[8];
    • снаряжённого — 21 500 кг;
    • максимальная взлётная масса — 27 443 кг;
      • при вертикальном взлёте — 23 859 кг;
      • при взлёте с коротким разбегом — 25 855 кг;
    • масса полезной нагрузки — 5 445 кг (при вертикальном взлёте);
    • масса груза на внешней подвеске:
      • при использовании одного крюка — 4 536 кг;
      • при использовании двух крюков — 6 147 кг.
  • Объём топливных баков:
  • Грузовая кабина:[9]
    • длина — 6,34 м;
    • ширина — 1,74 м;
    • высота — 1,67 м.
  • Двигатели — 2 × Rolls-Royce T406 (AE 1107C-Liberty)[1]:
    • мощность — 2 × 4 586 кВт (6 150 л. с.);
    • количество лопастей ротора — 3 шт.;
    • диаметр ротора — 11,6 м;
    • площадь ометаемой поверхности — 212 м².

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • в самолётном режиме — 463 км/ч;
    • в вертолётном режиме — 185 км/ч.
  • Крейсерская скорость — 396 км/ч (на уровне моря).
  • Дальность действия:
    • боевой радиус — 690 км;
    • радиус действия при десантной загрузке — 722 км;
    • практическая дальность — 1 627 км (без дозаправки);
      • при вертикальном взлёте — 2 225 км;
      • при взлёте с коротким разбегом — 3 340 км;
    • перегоночная дальность — 3 892 км (с дозаправкой).
  • Практический потолок — 7 620 м;
    • с одним двигателем — 3 139 м.
  • Скороподъёмность:
    • номинальная — 5,5 м/с;
    • максимальная — 16,25 м/с.
  • Нагрузка на роторы — 102,23 кг/м².
  • Энерговооружённость — 427 Вт/кг.
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка — +4/−1 g.

Применение

  • В апреле 2011 года шесть конвертопланов из состава 226-й эскадрильи средних конвертопланов 26-го экспедиционного отряда корпуса Морской пехоты США перелетели с британской военной базы Кэмп-Бастион в Афганистане на универсальный десантный корабль «Кирсардж» в греческом заливе Суда.[10] Расстояние полета составило 4,5 тысячи километров. В полете было совершено две дозаправки с самолетов-заправщиков KC-130J Super Hercules. Это стало первым межконтинентальным перелетом для конвертопланов.
  • 3 мая 2011 года на борту V-22 Osprey было перевезено тело убитого в ходе тайной спецоперации Усамы бен Ладена из Авиабазы Баграм на борт авианосца «Карл Винсон», после чего оно было похоронено в море.

Отзывы

  • Сенатор Джон Маккейн:

    V-22 отлично смотрится в небе… когда не простаивает в ремонте[11].

Катастрофы

11 апреля 2012 года на юге Марокко разбился конвертоплан V-22 Osprey с американскими морскими пехотинцами на борту. В результате авиакатастрофы два человека погибли и двое получили травмы. Катастрофа произошла во время совместных военных учений США и Марокко «African Lion».[12]

Конвертоплан в компьютерных играх

  • В игре LHX Attack Chopper (англ.) (1990) одним из четырёх доступных игроку летательных аппаратов был Osprey.
  • В игре James Bond 007: Blood Stone на «Оспри» нужно догнать Ракка, летящего на таком же конвертоплане.
  • В серии игры Half-Life и её дополнениях бойцы HECU тоже использует данный транспорт.
  • Osprey стал прототипом основного транспорта бойцов «Анклава» Винтокрыл из серии компьютерных игр Fallout.
  • В синглплеере и режиме сетевой игры Call of Duty: Modern Warfare 3
  • В синглплеере Tom Clancy's Splinter Cell: Double Agent (первый уровень)
  • В синглплеере Battlefield 3.
  • В синглплеере и мультиплеере ArmA 2 — является одним из основных транспортных средств, которым игрок может управлять.
  • В игре F-19 Stealth Fighter Osprey появлялся в виде изображения при эвакуации сбитого пилота.
  • В Far Cry конвертопланы Osprey служат для высадки вражеского десанта, но могут быть сбиты игроком.
  • В Resistance (series).
  • В X-Plane download
  • В игре Soldier of Fortune: Double Helix — является мини — боссом в конце каждого уровня «генератора миссий».
  • В игре Half Life V-22 сбрасывают армейский десант на поле боя.

На вооружении

См. также

Литература

  • И. Куцев. Самолеты с вертикальным или коротким взлетом и посадкой «Оспрей» // «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1990. С. 68-72
  • С. Мицкевич. Результаты войсковых испытаний транспортно-десантного самолета V-22 «Оспрей» // «Зарубежное военное обозрение», № 11 (656), 2001. С. 33-38
  • Е. И. Ружицкий. Американские самолёты вертикального взлёта — М.: «Астрель», 2000.

Примечания

  1. ↑ Двигатели для конвертопланов обошлись США в 600 миллионов долларов
  2. V-22 Osprey Tilt-Rotor Aircraft, CRS Report for Congress, August 4, 2005 (англ.)
  3. Analysis of the Fiscal Year 2012 Pentagon Spending Request (англ.)
  4. Analysis of Fiscal Year 2013 Pentagon Spending Request (англ.)
  5. Пентагон заказал 167 конвертопланов V-22 Osprey, lenta.ru, 31.03.2008
  6. США продадут V-22 Израилю»), IsraelDefense (29.2.12).  (иврит)
  7. Близко заключение сделки по поставке вооружений между США, Израилем и двумя арабскими странами»), The New York Times (18.4.13).  (англ.)
  8. Bell, Boeing V-22 Osprey
  9. Boeing: Integrated Defense Systems — V-22 Osprey — V-22 Specifications  (англ.)
  10. Конвертопланы Osprey впервые выполнили межконтинентальный перелет. Lenta.ru.
  11. Популярная механика — Конвертоплан Osprey: дорог, ненадёжен, востребован
  12. В катастрофе конвертоплана в Марокко погибли американские солдаты
  13. CV-22 OSPREY


CV-22 Osprey.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52