ATR 72 | |
---|---|
|
|
Тип | Пассажирский самолёт |
Разработчик | ATR (Франция) |
Производитель | ATR (Франция) |
Первый полёт | 28 октября 1988 |
Начало эксплуатации | 1989 |
Статус | Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | American Eagle Airlines Kingfisher Airlines Аркиа Air Serbia UTair |
Единиц произведено | 678[1] |
Базовая модель | ATR 42 |
Изображения на Викискладе |
ATR 72 — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для среднемагистральных перелётов. Самолёт предназначен для перевозки до 74 пассажиров одного класса на средние расстояния и управляется двумя пилотами. Производитель — франко-итальянский концерн ATR.
Первое упоминание о данном ВС датируется 1985 годом. Первая из трёх опытных машин поднялась в воздух 27 октября 1988 года. Данный самолет строился на базе ATR 42. Основными изменениями стали удлинение фюзеляжа на 4,5 метра, новые, в основном композитные, консоли увеличенного размаха и увеличенный запас топлива. Базовый вариант оснащался двигателями PW124B, вариант -210 силовой установкой от ATR 42-500. Двигатели вращают шестилопастные винты. В 2007 году консорциум ATR сообщил о версии -600. Прототип -600 впервые взлетел 24 июля 2009 года.
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.
Пассажиры попадают на борт через заднюю дверь. Передняя дверь используется для загрузки багажа пассажиров. Однако Finnair заказала вариант ATR 72 с передней пассажирской дверью для возможности пользоваться телескопическими трапами в аэропорту Хельсинки-Вантаа.
ATR 72 не имеет ВСУ, но зато у него есть «пропеллерный тормоз», который останавливает пропеллер 2-го (правого) двигателя, позволяя таким образом турбине вращаться и обеспечивать борт электричеством и воздухом. Это избавляет от необходимости ВСУ, уменьшает вес самолета и расход топлива. На техобслуживании двигатели периодически меняют местами, чтобы обеспечить равную степень износа.
Два подтипа были обозначены серией −100.
Технические характеристики
Лётные характеристики
На 20 июля 2014 года в различных инцидентах были потеряны 18 самолётов типа ATR-72. В катастрофах погибли 292 человека.[3]
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
31.10.94 | N401AM | у Роузлоуна | 68/68 | Обледенение, потеря управления при ожидании захода на посадку. Расследование выявило несовершенство формы крыла, вызывающее нарастание ледяной корки на элеронах при определенных метеоусловиях. После расследования и испытаний American Eagle и Delta Connection перестали использовать ATR-72 в районах с холодным климатом. |
08.12.94 | F-OHOC | Ойем | 0/21 | При посадке отклонился от оси ВПП, столкновение с деревьями. |
30.01.95 | B-22717 | у Тайбэя | 4/4 | Грузовой рейс, столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. Расследование выявило, что авария была вызвана накоплением льда вокруг основных компонентов самолета, что приводит к потере управляемости. |
21.12.02 | B-22708 | Пэнху | 2/2 | Грузовой рейс, потеря скорости при подходе к аэропорту, упал в воду. |
09.05.04 | N438AT | Сан-Хуан | 0/26 | Грубая посадка с «козлением», выкат с ВПП. |
06.08.05 | TS-LBB | близ Палермо | 16/39 | Посадка на воду из-за нехватки топлива (установлен топливомер от другого типа). |
11.03.06 | VT-DKC | Бангалор | 0/44 | Грубая посадка, самолёт продан на запчасти а/к Airlinair (Франция). |
01.07.07 | VT-JCE | Индаур | 0/49 | Посадка с перелётом и «козлением» при сильном дожде, выкат с ВПП. |
19.02.08 | XY-AIE | Путао | 0/57 | Прерванный взлёт из-за проблем с двигателем, выкат за пределы ВПП. |
04.08.09 | HS-PGL | о. Самуи | 1/72 | Выкат с влажной ВПП при посадке, столкновение с диспетчерской башней. |
10.11.09 | VT-KAC | Мумбаи | 0/46 | Выкат с ВПП при посадке, списан. |
04.11.10 | CU-T1549 | Санкти-Спиритус | 68/68 | При полете на высоте около 6000 м в сложных метеоусловиях началось обледенение, потерял высоту, разбился в горах. Еще до аварии 31.10.94 пилоты отмечали опасность управлением самолетом при определенных метеоусловиях и риск внезапного сваливания. |
09.08.11 | PK-WFG | Медан | 0/2 | При взлёте загорелся правый двигатель.[4] |
02.04.12 | VP-BYZ | Тюмень | 33/43 | Разбился вскоре после взлёта. До этого самолёт восемь часов простоял под ливневым снегопадом, но не был обработан антиобледенителем[5]. |
30.04.12 | L16-2/52 | Дакка | 0/15 | Выкатился с ВПП при посадке. |
02.02.13 | YR-ATS | Рим | 0/50 | Выкатился с ВПП при посадке. |
16.10.13 | RDPL-34233 | у Паксе | 49/49 | Упал в реку при заходе на посадку. |
23.07.14 | B-22810 | Пэнху | 47/58 | Грубая посадка в сложных метеоусловиях. |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
ATR 72-600.