Экономическая география россии сочинение на английском, экономическая география 10 класс учебник гладкий, экономическая география азии, социально экономическая география это наука

Экономи́ческая геогра́фия — общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества, законы и закономерности его развития.

Подразделяется на географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли и т. д. Часто (особенно, в работах российских авторов) понятие используется для обозначения всей социально-экономической географии и противопоставляется физической географии.

Содержание

Определения

Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым, возглавлявшим географический департамент России в 1751 г. Но официальное направление было заложено Н. Н. Баранским (административное управление связывалось с хозяйством). До середины 60-ых годов — преобладание чисто производственного подхода, 70-80 гг. — урбанизация, формирование сети городов, усиливается социальная составляющая. Трансформация экономической географии (ЭГ) в социально-экономическую. В течение длительного времени — внимание экономико-географов концентрировалось прежде всего на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.

Экономическая и социальная география — одна из географических наук о процессах формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) для целей прогноза и управления этими системами.

А. Вебер: ЭГ — теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.

Ю. Г. Саушкин: ЭСГ — одна из геогр.наук, изучающая законы и закономерности формирования и развития ТСЭС для целей прогноза и управления ими.

Дэн: ЭСГ — «Часть политической экономии, или науки о народном хозяйстве, направленная на изучение современного состояния отдельных отраслей хозяйственной жизни в их географическом распространении».

Объект изучения Объект — геоуниверсум (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера, психосфера). (на что направлены исследования) — территориальные социально-экономические системы (экономические районы, территориально-производственные комплексы (ТПК), агломерации и др.); территориальная организация общества — сочетание функционирующих территориально-общественных структур: расселение населения, территориальные структуры производства и природопользования (природа — население — хозяйство).

Предмет изучения — хозяйственное разнообразие страны, районов, изучение пространственных различий в хозяйстве, различий от места к месту и т. д. Н.Н.Баранский и Н.Н.Колосовский: «изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства Ю.Г.Саушкин — „изучает ТСЭС“ Алаев — „изучает территориальную организацию жизни общества“.

Другие точки зрения. Предмет ЭСГ — территориальная организация общества. Другая точка зрения: уникальный объект ЭСГ — ТСЭС, как вид геосистем. СЭПГ сочетает в себе одновременно элементы географии, экономики, политологии и социологии. 70-е гг — прорыв человеческого ф-ра, бурное развитие соцгеографии и к концу 80-х гг. — резкое изменение соотношения ЭГ и СГ. 90-е гг — ведущая ПГ. На западе — парадигма гуманистической географии. СЭГ опирается на общие методологические подходы — пространственность (территориальность), комплексность, конкретность и глобальность + общий экологический подход и язык карты. Но СЭГ является, кроме того, и наукой общественной, то есть входит одновременно и в другую систему наук, изучающих общество, человека, общественное производство. Как наука общественная, она использует экономические и социологические подходы и методы. Как и экономические науки, СЭГ исследует производственные отношения, но в их пространственном аспекте; она оперирует категориями эффективности, производительности, интенсивности, оптимальности и т. п., связывая их с пространством, выявляя региональные различия и причины этих различий, механизмы пространственных экономических процессов. Как и другие социологические науки, СЭГ в основу исследования ставит общество, человека, различные общности людей, в том числе специфические для нее территориальные общности. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД. ЭГ: г.промышленности, г.с/х, г. транспорта, г.инвестиционного комплекса, г.инфраструктуры. СГ: геодемография, этнография, занятость населения, урбанизация и т. п. ГН: в широком и узком смысле слова ПГ: электоральная г., геополитика, рег.политика, лимология

История развития

Начальный этап формирования экономической и социальной географии: 17 в. — 1-ая половина 19 в.

Появление ЭГ связано с началом промышленного развития (прежде всего стран Европы). 1566 г. — начало „возрождения“ географии после Средневековья:

Ж.Боден — воспроизведение идей античных и арабских авторов по вопросу о влиянии географической среды на историю человеческого общ-ва. Писал о том, что это влияние может быть изменено (оно не непреодолимо).

Л. Гвичардини — „Описание Нидерландов“ (1567): хар-ка не только природы, населения и хоз-ва страны в целом, но и 17 ее провинций, а также городов.

1650 г. — труд Бернхарда Варениуса „География генеральная“. География двояка: 1) Общая (генеральная) — изучение „земноводного“ пути (общих закономерностей всего); 2) Частная — описание стран (хорография) + их часть — топография (описание отдельных местностей): св-ва, которые к „солнечному и звездному движению надлежат“, описание природных условий и ресурсов и описание людей.

Россия — заметное развитие географии стало происходить в 1-ой половине 18 в.: И. К. Кирилов, В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов.

И. К. Кирилов первым составил экономико-географическое описание России, назвав его «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий» (книга 1—2) (1727).

Татищев — фактически первый в России географ. „История Российская“ — включает представления Варениуса о географии. Глава в „Истории..“ — О географии вообще и о русской. 3 раздела географии: 1) По масштабу исследования — универсальная (генеральная, описание суши и воды всей планеты и ее частей), специальная (описание разных стран) и топография (описание части стран вплоть до отдельных городов с их пригородами); 2) По „качествам“ — математическая (измерение Земли), физическая (внимание на главные природные недостатки и достоинства) и политическая (изучение занятий населения, его трудовых навыков, обычаев и доходов во времени; 3) По переменам времени — древняя, средняя, современная. По сути составил первую географическую энциклопедию — „Лексикон Российской империи“. Выдвинул программу анкетного обследования страны. Анкета содержала 198 вопросов. Включала вопросы по территориальному разделению труда, специализации местностей. Была разослана только по Сибири. По результатам — первое ЭГ исследование: „Общее географическое описание всея Сибири“ (попытки районирования, в том числе экономического). Применение картографического метода. Что подчеркивал (особенности): важность историзма; расширение масштабов исследования, объединял рассмотрение природы и человеческой деятельности; упоминал о ТРТ и специализации разных местностей на пр-ве тех или иных продуктов (из-за природно-климатических условий).

Ломоносов. Доказал, что географии надо изучать лик Земли в процессе его исторического развития (сравнивать прошлое и настоящее). Ввел термин „экономическая география“ (дисциплина, изучающая хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны). Возглавлял географический департамент академии наук (главная задача которого — составление и выпуск карт). Ставил задачу издания комплексного географического атласа России; ЭГ для Ломоносова неразрывно связана с экон.картографией. Вопросник из 30 вопросов по ЭГ (на выявление специфики местностей, в связи с работой над атласом России в 1759 г.). Собирался заняться экономической ландкартой. Атлас российских продуктов — предполагалось сделать 1200 карт. Для этого — составление лексикона российских продуктов (местность производства, объем производства, сколько потребляется на месте, как вывозится, цена). Кроме того, Ломоносовым были организованы полевые исследования — Сибирь, Камчатка. Труды: „О слоях земных“ (природно-исторический), „О размножении и сохранении росс.народа“ (демографический и социологический труд), „Экономический лексикон“ (перечисление всех видов росс.товаров по алфавиту).; главные проблемы ЭГ — хоз.освоение природных ресурсов огромной страны, ТРТ внутри страны, размещение новых центров пр-ва.

Шарль Луи Монтескье (1685—1755). Подробно рассмотрел влияния природных условий на общественное развитие. Работы: „О духе законов“, „Об отношении з-нов гражданского рабства к природе климата“, „О з-нах в их отношении к св-вам климата“. Вслед за Боденом ШЛМ придает большое значение роли человека, изменеющего природу. Видел причину развития рабства в расслабляющем действии жаркого климата. Другие направления работ: „камеральная статистика“ (Германия, сер.18 в.) — давала множество отдельных, ничем не связанных сведений о разных гос-вах и их адм.единицах; коммерческая география — сведения о предметах торговли, ценах на товары и т. п.

И. Кант (1724—1804). Внимание роли природы в развитии общ-ва. Противопоставил пр-во — времени, природу — человеку и положил начало противопоставлению ФГ и ЭГ. Именно с него началась хорологическая концепция географической науки, разрывающая пространственное и историческое рассмотрение природы.


Конец 18 в. — в России начинают формироваться экон.районы. 1776 г. — Чеботарев выпускает в свет 1-ый учебник по географии нашей страны „Географическое методическое описание Росс.империи“. он же предпринимает первую попытку районирования европейской части России.


I половина XIX в.

А. Гумбольдт (1769—1859). Для него характерно целостное восприятие природы. Обратил внимание на различие естественных и культурных ландшафтов, на сильное изменение природы человеческой деятельностью, на многосторонние связи между природой и человеком. В итоге начал создавать учение о ландшафте на основе сравнительного метода, выделил ландшафтные природные зоны. Ввел понятия: биосфера, единство органической и неогранической природы (органичсекйи мир и климат формируют ландшафт), техносферы, ноосферы. Труд: „Космос“.

К. Риттер. Свое внимание сосредоточил на з-нах отношений между природой и человеческой деятельностью. Труды: 19 томов „Землеведения“, „История о сравнительном землеведении“. Последователь Канта. Считал, что предмет географии — конкретные территории с их природой, населением, хоз-вом — итог: введение идеи земных пространств. Также введение пространственных отношений, причем он пытался их количественно оценить + понятия: земной организм, среда, географическая классификация. Пространство у Риттера видоизменятется (сокращения пространства). Выделил культурную сферу на планете, от него идет понимание, что земля — воспитательный дом для человека.

К. И. Арсеньев — развитие районного направления. Выделил в России 10 „пространств“ по своеобразию их природных условий и хозяйственной деятельности населения. „Статистические очерки России“ (1848) — выделение районов („пространств“), а внутри них еще подрайонов („поясов“) с физико-географическими и эконом-географическими хар-ками каждого из районов — зачатки районирования. Кроме того, работа по улучшению статистики, изучение городов.

Маркс и Энгельс. Хотя борьба человека с природой необходима, история природы и история общ-ва обуславливают друг друга (единый обмен в-в). Движущая сила общ-ва — соединение общвественного хаор-ра пр-ва с теми производительными силами, которыми располагает общ-во в данной стране.


Ведущие западные школы экономическй и социальной географии во второй половине 19 в. — первой половине 20 в. Период особенно бурного развития капитализма, подготовка к первой мировой войне, хвативший первые два десятилетия ХХ века, характеризовался с одной стороны „смутой“ и некоторым упадком в науке и искусстве, но это было время всеобщего „брожения“, в результате появлялись новые направления в науке, искусстве. География в целом и экономическая география в частности несколько отошла от выработанного в ХIХ веке русла. В это время бурный всплеск в географии получила парадигма географического детерминизма, объяснявшая бурный процесс социального и экономического развития ходом природных процессов. Но основное признание получила уже школа не прямого детерминизма, а географического поссибилизма, то есть опосредованного воздействия природных факторов на человека.

Э.Реклю (1830—1905). „Всеобщая география“ (19 томов) — самое полное географическое описание всех частей света и стран земного шара (причем описывается не только природа, но и хоз-во и жизнь людей). „Земля“ — описание жизни на земле; задача географа — познать физиологию земного шара. „Человек и Земля“ (6 томов) — понять как труд воздействует на географическую среду.

Районная парадигма. В рамках этой парадигмы развивались такие национальные географические школы, как — хорологическая — французская школа географии человека (еще с к. ХIХ века, Видаль де Ла Бланш, Реклю, Брюн) — антропогеография (Ф.Ратцель, Риттер) — исследование колонизации территории человеком, влияния на это природы.

С начала ХХ века в Германии широкое признание в среде географов получили антропогеографическая концепция Фридриха Ратцеля (1844—1904 гг.). Напомним, что Ратцель, как представитель социал-дарвинизма, утверждал, что существует много общего между группами людей и животных в их жизни, размещении по поверхности Земли, взаимодействии с окружающим средой, рассматривал государство (как и любую территорию) как организм, которому присуща такая же, как живым существам, борьба за существование, ввел понятие „жизненное пространство“. Задачи антропогеографии: география описания области распространения человека, расселения людей под воздействием природы, влияния природы на человека (дух и тело). Был основоположником геополитики в работе „Политическая география“ — то есть биологизированной интерпретации политических взаимоотношений государств, их границ, их притязаний, конфликтов, захватов и пределов земель. Исследует освоение территории: рассматривал как природа влияла на колонизацию. Антропогеография относится к географическому поссибилизму: это такая парадигма, когда чел. может выбирать. Влияние природы на чел.: 1. физическое и психологическое 2. Распространение (колонизация) 3. Смешение или исчезновение народов 4. Политический строй.

После первой мировой войны выходит книга англичанина Халфорда Макиндера с теорией сердцевинных регионов мира-хартланда- (Восточная Европа), обладатели которых могут якобы управлять теми или иными континентами и миром в целом. Наибольшее развитие геополитика в те годы достигла в Германии — в работах одного из последователей Ратцеля — географа Карла Хаусхофера, приверженца Гитлера, в 1927 он выступил с концепцией пересмотра границ Германии.

Антропогеография частично дала о себе знать и в предреволюционной России в работах А. А. Крубера, Л. Д. Синицкого, В. П. СТШ, но в России более социально выраженная направленность исследований, человечество рассматривается как социальный организм, описание взаимодействий природы и человека. В отличие от Ратцеля, Крубер и Синицкий признавали объективно существующую географическую оболочку, в которой выделяли антропосферу. Работы Ратцеля: „Антропогеография“, „Политическая география“, „Земля и жизнь“, „Народоведение“. Ученики: 1. Элен Сэмиэл (1863—1932): перенесла идеи Ратцеля в США 2. Кэнитингтон -англичанин. Минусы: переносили з-ны природы на географию человека, что неправильно (Пр.: Синицкий писал о зональном распространении народов на Земле); не пытались увидеть реальные движущие силы общ-ва (все объясняли организмом человека), отказывались от изучения современного общ-ва; не пытались увидеть противоречий между природой и общ-вом (писали о гармонии); географическая среда заставляет выбирать тот или иной вид занятий; отсутствие экономического подхода, все обусловлено естественными факторами. Сейчас антропогеография выродилась.

Хорологичекая школа в 1-ой половине ХХ в. получила развитие в работах Альфреда Гетнера (1859—1941), последователя Канта и Риттера. (Классификация наук по Канту: Систематические (физика, математика, биология и т. д.), Хронологические (история), Хорологические (география). Риттер дал такое определение, общее для всех географических наук:» Географические науки имеют предметом пространства на земной поверхности…" Таким образом, изучается местность с большим количеством объектов, исторический фактор не нужен, моментальная картина местности.

Основные положения Гетнера: — география — наука о предметном заполнении пространства (как у Канта) — география — идеографическая наука, то есть не интересуют законы размещения, а описание хоросов — районов. Б. значение — природным и культурным ландшафтам. Последователем этой научной школы был и американский географ Р. Хартшорн, который считал географию наукой о множестве пространственных земных индивидуумов (ландшафтов, местностей и т. д.), неповторимо особенных, являющихся результатом мышления географа, который каждый раз выделяет их для тех или иных целей, придает им те или иные связи. Хартшорн, как и другие последователи Канта, отрицал возможность открытия законов развития географических объектов, считал непознаваемой их сущность, отрицал возможность выделения объективно существующих районов. Отсюда уже в сер. ХХ века в американской географии была сформирована концепция субъективности районирования.

Французская школа географии человека. С конца ХIХ в. научная школа Э.Реклю во Франции сменилась школой «географии человека», возглавляемой Видалем де ла Бланшем (1945—1918). Это лучшая страноведческо-описательная школа. Принцип гармонии между природой и человеком, пейзажный подход, описание пейзажей. Основная задача — охватить физиономию страны. Фр. география — это география индивида. География — это искусство. В работах этой школы обращалось внимание главным образом на характерные детали приспособления жизни людей к своеобразным условиям географической Среды., реализации местных природных возможностей хозяйства в ходе исторического развития отдельных местностей. Красочность, с которой описывались детали взаимодействия природы и жизни людей различных небольших местностей — преимущественно сельских с длительной историей их освоения, была велика и по сути даже можно было эти работы отнести не к науке, а к искусству. Регионализм составлял одной из характернейших черт французской школы вообще и «географии человека» в частности, так как это были региональные описания. Региональной географии посвящен ряд работ Мартона, Деманжона, Сиона. Применение руральных методов исследования (связанных с землей — с/х, рыбалка, охота). Первичными объектами регионального изучения представляются малые географические объекты (районы) — пэи — природные историко — культурные общности, являются однородными участками. Работы В. Де ля Бланша: «Географические районы Франции», «Районы Франции», «Принципы географии человека». Его ученики: Жан Брю («География. человека», «География человека во Франции», «География истории»), Бали («Северная Америка»), Люсьен Голуа, де Мартон, Монмар, М. Саре («Основы географии человека»). Образное, рельефное изображение материального быта и местной культуры с природными условиями данной местности, НО: пропадает главное — противоречия и контрасты экономической жизни.

«Штандортные теории». Теории о размещении пр-ва, НО: абстрагирование от конкретного пр-ва, поэтому на практике мало используются, так как не раскрывают реальные движущие силы развития и размещения ПС.

1. Теория Тюнена («Изолированное гос-во»). Исследует влияние 3 ф-ров: транспортных расходов, производственных расходов и природных условий и ресурсов. Выводит закономерности размещения вокруг одного центраразличных сис-м с/х с точки зрения наибольшей выгоды использования земель: 1…7 Принцип: чем дальше от центра, тем примитивнее хоз-во. Выводы: важен ф-р расстояния, принцип оптимального сочетания зон в пр-ве. «+» — оправдывает отсталость окраин, «-» — в реальности не успевает следить за постоянно меняющимся развитием пр-ва.

2. Вебер. Главное — принцип минимизации издержек пр-ва. Основные условия: рассмотрение изолированной хозяйственной области; рассмотрение заданных точек: добычи сырья, рынков труда, центров потребления пром.пордукции; принятие решения о размещении предприятия на основе минимизации транспортных издержек, расходов на оплату труда и максимизации агломерационного эффекта (следовательно, экономии энергии, транспортировке и пр.видах инфр-ры). Задача — выбор оптимальной точки для размещения пр-ва; следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

3. Кристаллер — теория закономерного размещения населенных пунктов, иерархии населенных пунктов (в том числе городов), модель переустройства оккупированной Советской территории, но жизнь сложнее. Гипотеза о зоне обслуживания центрального места (города), минимизация транспортных расходов и максимизация кол-ва и кач-ва потребляемых услуг.

Основные школы экономической географии

Ведущие научные центры и издательства

В США (штат Массачусетс), в Университете Кларка с 1925 года выпускается журнал «Экономическая география» . В Великобритании с 2001 года издается «Журнал экономической географии» (издательство Оксфордского университета).

В России — Кафедра экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Ссылки

  • Исаенко Е.В., Колесов А.И., Черных Г.А Экономическая география и регионалистика России. — Белгород: «Кооперативное образование», 2007. — С. 314.
  • Экономическая география — статья из Большой советской энциклопедии

См. также

Экономическая география россии сочинение на английском, экономическая география 10 класс учебник гладкий, экономическая география азии, социально экономическая география это наука.

Внеофисное хранение документов, Экхаус, Джеймс.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52