Город
Показать/скрыть карты
|
Ши́лка — город (с 1951) в России, административный центр Шилкинского района Забайкальского края.
Население — 13 292[1] чел. (2014).
Город расположен в долине реки Шилка (левая составляющая Амура), в 210 км от Читы по трассе «Амур», по Транссибу — 248 км.
Железнодорожная станция Шилка на Транссибирской магистрали.
Названием город обязан реке Шилка, известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски — узкая долина, впоследствии в русифицированном виде — Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура. Селение Шилка получило известность с 1765 года как казачий караул Шилкинский на левом берегу реки. Первыми здесь поселились казаки станицы Митрофановской Забайкальского казачьего войска, которых привлекали плодородны земли в долине реки.
В 1897 году река затопила станицу Митрофановскую, разрушила строящееся паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Большинству казаков пришлось переселяться на новое более высокое место, к посёлку Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с основным паровозным депо. Ко времени сдачи дороги в эксплуатацию станция имела главный и три вспомогательных пути, два тупика (сейчас это пути нечётного парка). Было построено 2 корпуса депо, трехниточный и однониточный с вытяжками в обе стороны. Служебные и жилые здания располагались в районе современных улиц Ленина и Станционной от бывшего железнодорожного клуба до депо и в северной части — по нынешним улицам Советской, Кооперативной и Физкультурной. Жителей в посёлке по переписи 1910 года было 1652 души обоего пола, из них железнодорожных служащих и рабочих — 560 душ, казаков — 408 душ, разночинцев — 684 души.
После сдачи в 1903 году в эксплуатацию КВЖД и Кайдаловской ветви к ней основным направлением Забайкальской железной дороги стал ход Верхнеудинск — Чита — Маньчжурия. Участок Карымская — Сретенск стал тупиковым, развитие его, в том числе и станции Шилка, замедлилось. В книге «Обзор коммерческой деятельности Забайкальской железной дороги за 1912 год» приводятся данные по станции. Полезная длина станционных путей, кроме главного, — 2486,98 погонных сажен (столько же, как и в 1900 году). Складские помещения и весовые приборы: пакгаузы — площадью 25,90 квадратных сажен, вместимостью 8 вагонов, крытые платформы — площадью 26,98 кв. сажен вместимостью 9 вагонов, весы — одни вагонные и двое десятичных. Штат станции: начальник станции, два его помощника, коммерческий конторщик, весовщик. Главнейшие грузы: по прибытию — хлебные, лесные; по отправлению — сено, хлебные грузы, уголь. В районе станции (15 — 80 верст) — золотые прииски частновладельцев Старновского, Казакова, Полутова и др. Население около приисков — до 5 тысяч человек.
В конце 1913 года открылось сквозное движение поездов от Благовещенска до Санкт-Петербурга. Станция вошла в состав Транссибирской магистрали, резко возросли объёмы грузоперевозок. И всё же заселение Шилки и освоение прилегающих территорий продвигалось медленно. В посёлке территория нынешней площади Мира, Соцгорода использовалась под сенокосы, да ещё оставалась болотисто-озёрная местность. К 1923 году население его составляло всего 2193 человека.
Началось развитие Шилки со второй половины 1920-х годов и, особенно, в 1930-е годы. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, в 1926 году в стране была произведена административная реформа, было введено окружное и районное деление Шилка становится центром района, образованного из Шилкинской и Размахнинской волостей, а 9 января 1929 года она получает статус рабочего посёлка. Во-вторых, выходя из разрухи, молодая советская страна вынуждена была покупать различные материалы и оборудование у зарубежных стран. Требовалось золото. Стали развиваться золотодобывающие рудники Балея и Дарасуна. Для последнего Шилка стала перевалочным пунктом. Для растущего рудника, а затем комбината поступало топливо, технические материалы, оборудование, продукты питания. С рудника вывозились руда и концентрат. Важным фактором последующего развития станции стало сооружение вторых путей, которое велось с 1932 по 1938 годы.
5 декабря 1933 года издано постановление правительства по усилению пропускной и провозной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог и укомплектованию дорог инженерно-техническими и рабочими кадрами. На дорогах предусматривалась организация сети технических железнодорожных школ с трехлетним сроком обучения и фабрично-заводских училищ. В Шилке создаётся ФЗУ НКПС, в 1934 году в него было принято 175 человек, окончили 134 человека. Было здесь и второе ФЗУ — горнопромышленного ученичества.
Население посёлка быстро росло. Если по переписи 1926 года в Шилке проживало 3663 человека, то на 1 января 1931 года — 5818 человек, на 1 января 1935 года — 8600 человек. Именно в эти годы на станции построено несколько корпусов паровозного депо, поворотный круг и эстакада, чётный парк станции, водоснабжение с реки Шилка (до этого существовала небольшая водокачка с реки Кия), вокзал, больница, школа, электростанция, большой жилой массив под названием Соцгород.
В 1932 году организована Шилкинская дистанция сигнализации и связи в границах Китайский разъезд (Тарская) — станция Пашенная (Чернышевск), включая ветки на Нерчинск, Сретенск, Букачачу. В том же году создан совхоз ДорУРСа, первым директором которого стал машинист паровозного депо Д. А. Могирев. В 1935 году организован вагонный участок, начальником которого был назначен Ф. А. Монахов В 1936 году организовано Шилкинское эксплуатационное отделение в границах Карымская — Укурей. В 1939 году введена в строй электростанция мощностью 996 кВт, построенная АмурЛАГом. Её первым начальником был назначен Р. М. Брюмер.
К концу 1930-х годов Шилка становится мощной станцией с большим путевым развитием, полным набором железнодорожных предприятий. О том, что её значение в жизни дороги выросло, свидетельствует тот факт, что в марте 1939 года делегатом на XVIII съезд партии от железнодорожников Забайкальской избирается кузнец Шилкинского паровозного депо Антон Колбин.
В послевоенные годы в Шилке произошли коренные преобразования, новое развитие получил железнодорожный транспорт, предприятия энергетики, росли объёмы жилищного строительства, соответственно росло население. В 1951 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1951 года рабочий посёлок Шилка преобразован в город.
Наибольший расцвет и развитие города был достигнут в 1970-е годы. Технический прогресс преобразил город. На его карте появились новостройки: завод железобетонных изделия, Маслозавод, Хлебозавод, Деревопереобрабатывающий комбинат. Появляются микрорайоны Северный, Аргунь с комбинатом «Аргунь». В новых домах пятиэтажной застройки появляются магазины, детские сады, школы, спортивные сооружения, общежития. По благоустройству и санитарному состоянию город Шилка был признан одним из лучших населенных пунктов и в 1974 году ему было вручено переходящее красное знамя РСФСР и ВЦСПС.
Климат Шилки | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −24,1 | −18,9 | −9,1 | 1,9 | 10,5 | 16,9 | 19,2 | 16,8 | 9,5 | 0,5 | −12,3 | −21,7 | −0,8 |
Источник: NASA. База данных RETScreen |
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1910 | 1923 | 1926 | 1931 | 1935 | 1959[2] | 1967[3] | 1970[4] | 1979[5] | 1989[6] |
1652 | ↗2193 | ↗3663 | ↗5818 | ↗8600 | ↗16 805 | ↘16 000 | ↗16 065 | ↗17 198 | ↗18 057 |
1992[3] | 1996[3] | 2000[3] | 2001[3] | 2002[7] | 2003[3] | 2005[3] | 2006[3] | 2007[3] | 2008[3] |
↗18 200 | ↘16 200 | ↘15 900 | ↘15 700 | ↘14 748 | ↘14 700 | ↘14 500 | ↘14 400 | ↘14 300 | ↘14 200 |
2009[8] | 2010[9] | 2011[3] | 2012[10] | 2013[11] | 2014[1] | ||||
↘14 043 | ↘13 947 | ↘13 900 | ↘13 701 | ↘13 535 | ↘13 292 |
На 2013 год в Шилке вещают 10 телеканалов и 3 радиоканала цифрового ТВ («Первый мультиплекс»). В аналоговом режиме доступны:
Старое название улиц | Год переименования | Современное название |
Советская | 1995 | Баданина |
Кооперативная | 1970-е | Бородина |
Профсоюзная | 1950-е | Ленина |
Луговая | 1970-е | Соболева |
1-я Крестьянская | 1967 | Глазова |
Восточная | 1980-е | Школина |
Шилкинская | 2006 | Пузырева |
Один из куплетов песни «Славное море, священный Байкал…» начинается со слов: «Шилка и Нерчинск не страшны теперь…» Связано это, по всей видимости, с ранее существовавшим в Шилке пунктом по пересылке арестантов.
Забайкальский край | |||
---|---|---|---|
Административный центр: Чита Городские округа: Агинское | Горный | Петровск-Забайкальский | Чита Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг |
Шилка объявления, шилка река на карте.
Брасла, Варис, Файл:Temera hardwickii anatomy.jpg, Бахмутов, Файл:Seljuq Dynasty 1037-1194 (AD).png, Шанель, Элен.