Шесть Шляп Мышления — это система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Идея латерального мышления и основанный на ней метод Шести Шляп обеспечили средства планирования подробного, последовательного в результате более эффективного группового мыслительного процесса.[1]
Предпосылкой к появлению метода стало убеждение в том, что процесс человеческого мышления существенно осложняется необходимостью преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей. Сознание в каждую минуту наполнено разнообразными сомнениями, переживаниями, логическими построениями, творческими замыслами, планами на будущее и воспоминаниями о прошедшем. Результативность техники мышления, разработанной де Боно, обеспечивается разделением возможных режимов мышления, в которых работает мозг, на шесть направлений и выбором нужного подхода в данной ситуации. В каждом из режимов мозг идентифицирует и переводит в сознательную мысль определенные аспекты рассматриваемых вопросов (напр., интуитивное чувство, пессимистическое суждение, нейтральные факты и др.). Сознательный выбор одного из основных типов мышления в каждый момент времени позволяет человеку сфокусировать внимание на конкретном вопросе и рассмотреть проблему с определенного ракурса.
Каждый из шести режимов мышления соотнесен автором с одной из шести цветных шляп. Такое разделение упорядочивает и сосредотачивает мышление, оптимизируя процесс решения той или иной задачи.[2]
Однако, поскольку ни один из этих режимов не является в полной мере естественным модусом мышления, каждая из шляп используется только в течение ограниченного времени. Кроме того, некоторые участники обсуждения могут почувствовать, что применение Шляп неестественно, неудобно, или даже контрпродуктивно и вопреки здравому смыслу.
В качестве убедительного примера может выступить чувствительность к «несовпадению» стимулов. Это представляется как ценный для выживания инстинкт, поскольку в естественном мире нечто, отличающееся от привычного, вполне может нести опасность. Этот режим определяется как корень отрицательного суждения и критического мышления.
Описав каждое из шести режимов мышления, де Боно соотнес их с цветами. Эти шесть направлений включают:
Примеры:
• Для начала мы будем придерживаться такого хода обсуждения – все согласны?
• Предлагаю остановиться сейчас: вы переходите к дискуссии. Давайте примерим Черную шляпу и сначала определим все слабые места.
• Я думаю, что нам необходимо пересмотреть наши задачи, я не уверен, что они верны в свете уже проделанной нами работы.
Примеры:
• Нашим данным о продажах два года.
• Законодательство в сфере энергоэффективности скорее всего повлияет на наши возможности вести бизнес в следующие пять лет.
• В Европе растет число людей пожилого возраста.
Примеры:
• Меня не привлекает эта роль в компании.
• Я бы хотел сделал это, но я не до конца уверен.
• Я разочарован в том, что мы позволили ситуации зайти так далеко!
Примеры:
• А что если нам не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?
• Существует риск того, что новое законодательство сделает этот рынок непривлекательным.
• К этому подходу будет слишком много политической оппозиции.
Примеры:
• Это снизило бы воздействие нашей деятельности на окружающую среду.
• Такой подход позволит сделать наши операции более эффективными.
• Мы могли бы использовать существующие каналы сбыта для этого продукта.
Примеры:
• Можем ли мы достичь этого результата, используя технологию Х вместо Y?.
• Как представитель профессии Х мог бы посмотреть на это?
• А что, если бы мы предлагали это бесплатно?
Цветные шляпы служат метафорической репрезентацией для каждого направления мышления. Переключение с одного мыслительного режима на другой сопровождается буквальным или условным надеванием шляпы определенного цвета, что способствует более полной сегрегации направлений мышления. Шесть шляп соответствуют возможным проблемам и решениям, с которыми может столкнуться мыслитель в процессе решения задачи.
На основании выделения шести режимов мышления возможно создание различных программ. Они представляют собой варианты последовательности шляп, которые полностью охватывают и структурируют мыслительный процесс решения отдельной задачи. Ряд таких последовательностей включен в материалы, предоставляющиеся для поддержки франчайзингового обучения по методу шести шляп; тем не менее, нередко их необходимо адаптировать в соответствии с конкретной индивидуальной целью. Кроме того, программы часто «внезапные» (или «непредсказуемые»), то есть группа может спланировать очередность первых нескольких шляп, а фасилитатор в ходе работы определяет каким путем следовать дальше.
Последовательности всегда начинаются и заканчиваются Синей шляпой; группа договаривается, как будет происходить мыслительный процесс, затем как будут оцениваться его результаты, и что они должны будут делать на следующем этапе. Последовательности (то есть Шляпы) могут использоваться как при индивидуальной мыслительной работе, так и при групповой.[3]
Примеры программ
Разработка первоначальных идей – Синяя, Белая, Зеленая, Синяя.
Выбор из альтернатив – Синяя, Белая, (Зеленая), Желтая, Черная, Красная, Синяя.
Определение решения – Синяя, Белая, Черная, Зеленая, Синяя.
Быстрая обратная связь – Синяя, Черная, Зеленая, Синяя.
Стратегической планирование – Синяя, Желтая, Черная, Белая, Синяя, Зеленая, Синяя.
Усовершенствование процесса – Синяя, Белая, Белая (мнения других участников), Желтая, Черная, Зеленая, Красная, Синяя.
Решение проблем – Синяя, Белая, Зеленая, Красная, Желтая, Черная, Зеленая, Синяя.
Обзор результатов – Синяя, Красная, Белая, Желтая, Черная, Зеленая, Красная, Синяя.
Исследователи австралийской марки Speedo успешно применяли метод шести шляп для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые снижали скорость пловцов. «Они испробовали метод мозгового штурма «Шесть шляп мышления»: зеленую шляпу для поиска творческих способов решения задачи, черную – для оценки целесообразности найденных идей».[4]
В 2005 году метод нашел применение в секторе инноваций в Великобритании, где предлагался в практике компаний, работающих фасилитационными инструментами.
В целом метод «Шести шляп мышления» может быть применен в любой области, связанной с интеллектуальным трудом. По мнению авторов книги «Теория и практика командообразования», данный подход может быть интересен руководителям высшего и среднего звена, маркетологам и сотрудникам креативных агентств, занимающимся созданием рекламы, разработкой и продвижением брендов."Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд" Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004.
В этой статье не проставлены тематические категории.
Вы можете помочь проекту, найдя их или создав новые, а потом добавив их в статью.
|
Шесть шляп мышления.