Шесть шляп мышления

Перейти к: навигация, поиск

Шесть Шляп Мышления — это система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Идея латерального мышления и основанный на ней метод Шести Шляп обеспечили средства планирования подробного, последовательного в результате более эффективного группового мыслительного процесса.[1]

Основополагающие принципы

Предпосылкой к появлению метода стало убеждение в том, что процесс человеческого мышления существенно осложняется необходимостью преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей. Сознание в каждую минуту наполнено разнообразными сомнениями, переживаниями, логическими построениями, творческими замыслами, планами на будущее и воспоминаниями о прошедшем. Результативность техники мышления, разработанной де Боно, обеспечивается разделением возможных режимов мышления, в которых работает мозг, на шесть направлений и выбором нужного подхода в данной ситуации. В каждом из режимов мозг идентифицирует и переводит в сознательную мысль определенные аспекты рассматриваемых вопросов (напр., интуитивное чувство, пессимистическое суждение, нейтральные факты и др.). Сознательный выбор одного из основных типов мышления в каждый момент времени позволяет человеку сфокусировать внимание на конкретном вопросе и рассмотреть проблему с определенного ракурса.

Каждый из шести режимов мышления соотнесен автором с одной из шести цветных шляп. Такое разделение упорядочивает и сосредотачивает мышление, оптимизируя процесс решения той или иной задачи.[2]

Однако, поскольку ни один из этих режимов не является в полной мере естественным модусом мышления, каждая из шляп используется только в течение ограниченного времени. Кроме того, некоторые участники обсуждения могут почувствовать, что применение Шляп неестественно, неудобно, или даже контрпродуктивно и вопреки здравому смыслу.

В качестве убедительного примера может выступить чувствительность к «несовпадению» стимулов. Это представляется как ценный для выживания инстинкт, поскольку в естественном мире нечто, отличающееся от привычного, вполне может нести опасность. Этот режим определяется как корень отрицательного суждения и критического мышления.

Описав каждое из шести режимов мышления, де Боно соотнес их с цветами. Эти шесть направлений включают:

  • 1. Управление - Синяя шляпа: в этой шляпе участники обсуждают сам мыслительный процесс. Как правило, фасилитатор находится в Синей шляпе в течение всего обсуждения, а другие участники одевают ее время от времени, чтобы скоординировать совместную работу. Эта шляпа используется в начале и конце мыслительной сессии для постановки целей, определения стратегии обсуждения, оценки положения группы и состояния проблемы. Фасилитатор, постоянно находящийся в Синей шляпе, помогает группе оставаться сфокусированной на задаче и улучшить шансы на достижение своих целей. В функции шляпы входит также организация мышления: что уже сделано к данному моменту? Что можно сделать дальше? Что является предметом? Какова цель?

Примеры:

• Для начала мы будем придерживаться такого хода обсуждения – все согласны?

• Предлагаю остановиться сейчас: вы переходите к дискуссии. Давайте примерим Черную шляпу и сначала определим все слабые места.

• Я думаю, что нам необходимо пересмотреть наши задачи, я не уверен, что они верны в свете уже проделанной нами работы.

  • 2. Информация и факты - Белая шляпа: какая информация доступна? Каковы факты? Надевая Белую шляпу, участники определяют известные факты и идентифицируют информацию, которой не хватает. Во многих сессиях это происходит сразу после начальной Синей шляпы и представляет собой этап, на котором собираются детали о предмете обсуждения и относящихся к нему вопросах.

Примеры:

• Нашим данным о продажах два года.

• Законодательство в сфере энергоэффективности скорее всего повлияет на наши возможности вести бизнес в следующие пять лет.

• В Европе растет число людей пожилого возраста.

  • 3. Эмоции и Чувства - Красная шляпа: высказывания участников, основанные на интуитивных и инстинктивных реакциях или эмоциональных переживаниях. Во многих случаях это путь взращивания идей, предполагающий включение всех участников в процесс идентификации двух-трех лучших вариантов из списка сформулированных в другой шляпе мыслей. Данный этап организуется для того, чтобы сократить перечень большого числа вариантов до нескольких. Красная шляпа надевается на менее продолжительный период, чем другие, поскольку она предполагает сосредоточение на инстинктивном восприятии участников, что может быть существенно для обсуждения. Помимо этого, Красная шляпа применяется для эстетической оценки дизайна конкретного объекта или конструкции.

Примеры:

• Меня не привлекает эта роль в компании.

• Я бы хотел сделал это, но я не до конца уверен.

• Я разочарован в том, что мы позволили ситуации зайти так далеко!

  • 4. Критической суждение - Черная шляпа: участниками выявляются возможные препятствия, риски, опасности. Предполагается критическое мышление, направленное на поиск проблем и несовпадений. Такой режим мышления, как правило, привычен и естественен для людей, поэтому участники могут использовать его в те моменты, когда он не требуется и тем самым останавливать поток мысли других участников. Предотвращение несвоевременного использования Черной шляпы – важный шаг на пути к эффективному групповому мышлению. Еще одна дополнительная трудность состоит в том, что некоторые участники начинают сразу искать решение выявляемым проблемам, то есть думать в режиме Зеленой шляпы вместо Черной до того, как произойдет плановая смена.

Примеры:

• А что если нам не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?

• Существует риск того, что новое законодательство сделает этот рынок непривлекательным.

• К этому подходу будет слишком много политической оппозиции.

  • 5. Оптимистичность - Желтая шляпа: участники выявляют преимущества, связанные с рассматриваемым вопросом. Этот режим мышления противоположен Черной шляпе и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо. Результатом могут быть утверждения о преимуществах, которые могут быть созданы, позитивные ожидания, определение поддержки и т.п.

Примеры:

• Это снизило бы воздействие нашей деятельности на окружающую среду.

• Такой подход позволит сделать наши операции более эффективными.

• Мы могли бы использовать существующие каналы сбыта для этого продукта.

  • 6. Креативность - Зеленая шляпа: поиск необычных, творческих идей и провокационных решений, исследование, полет мысли. Часто эффективна после Черной шляпы для поиска путей преодоления трудностей. Использование Зеленой шляпы может принимать различные формы, поскольку предполагает задействование всего творческого потенциала.

Примеры:

• Можем ли мы достичь этого результата, используя технологию Х вместо Y?.

• Как представитель профессии Х мог бы посмотреть на это?

• А что, если бы мы предлагали это бесплатно?

Цветные шляпы служат метафорической репрезентацией для каждого направления мышления. Переключение с одного мыслительного режима на другой сопровождается буквальным или условным надеванием шляпы определенного цвета, что способствует более полной сегрегации направлений мышления. Шесть шляп соответствуют возможным проблемам и решениям, с которыми может столкнуться мыслитель в процессе решения задачи.

Стратегии и программы

На основании выделения шести режимов мышления возможно создание различных программ. Они представляют собой варианты последовательности шляп, которые полностью охватывают и структурируют мыслительный процесс решения отдельной задачи. Ряд таких последовательностей включен в материалы, предоставляющиеся для поддержки франчайзингового обучения по методу шести шляп; тем не менее, нередко их необходимо адаптировать в соответствии с конкретной индивидуальной целью. Кроме того, программы часто «внезапные» (или «непредсказуемые»), то есть группа может спланировать очередность первых нескольких шляп, а фасилитатор в ходе работы определяет каким путем следовать дальше.

Последовательности всегда начинаются и заканчиваются Синей шляпой; группа договаривается, как будет происходить мыслительный процесс, затем как будут оцениваться его результаты, и что они должны будут делать на следующем этапе. Последовательности (то есть Шляпы) могут использоваться как при индивидуальной мыслительной работе, так и при групповой.[3]

Примеры программ

Разработка первоначальных идей – Синяя, Белая, Зеленая, Синяя.

Выбор из альтернатив – Синяя, Белая, (Зеленая), Желтая, Черная, Красная, Синяя.

Определение решения – Синяя, Белая, Черная, Зеленая, Синяя.

Быстрая обратная связь – Синяя, Черная, Зеленая, Синяя.

Стратегической планирование – Синяя, Желтая, Черная, Белая, Синяя, Зеленая, Синяя.

Усовершенствование процесса – Синяя, Белая, Белая (мнения других участников), Желтая, Черная, Зеленая, Красная, Синяя.

Решение проблем – Синяя, Белая, Зеленая, Красная, Желтая, Черная, Зеленая, Синяя.

Обзор результатов – Синяя, Красная, Белая, Желтая, Черная, Зеленая, Красная, Синяя.

Применение

Исследователи австралийской марки Speedo успешно применяли метод шести шляп для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые снижали скорость пловцов. «Они испробовали метод мозгового штурма «Шесть шляп мышления»: зеленую шляпу для поиска творческих способов решения задачи, черную – для оценки целесообразности найденных идей».[4]

В 2005 году метод нашел применение в секторе инноваций в Великобритании, где предлагался в практике компаний, работающих фасилитационными инструментами.

В целом метод «Шести шляп мышления» может быть применен в любой области, связанной с интеллектуальным трудом. По мнению авторов книги «Теория и практика командообразования», данный подход может быть интересен руководителям высшего и среднего звена, маркетологам и сотрудникам креативных агентств, занимающимся созданием рекламы, разработкой и продвижением брендов."Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд" Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004.

Ссылки

  1. Эдвард де Боно (1985). Six Thinking Hats: An Essential Approach to Business Management. Little, Brown, & Company. ISBN 0-316-17791-1 (hardback) and 0316178314 (paperback).
  2. де Боно Эдвард: Шесть шляп мышления (перевод Захарченко А.)
  3. Six Thinking Hats; Official training materials, DeBono Thinking Systems
  4. Spanx on Steroids: How Speedo Created the New Record-Breaking Swimsuit

Шесть шляп мышления.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52