Шварц, Антон Исаакович

Антон Исаакович Шварц
Род деятельности:

артист, чтец

Дата рождения:

5 февраля (24 января) 1896(1896-01-24)

Место рождения:

Екатеринодар, Кубанская область, Российская империя

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Дата смерти:

21 февраля 1954(1954-02-21) (58 лет)

Место смерти:

Ленинград, СССР

Супруга:

Фрима Бунина (первая жена)

Награды и премии:

Лауреат Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937)

Анто́н Исаа́кович Шварц (24 января (5 февраля1896, Екатеринодар — 21 февраля 1954 года, Ленинград) — советский артист эстрады, мастер художественного слова, декламатор. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937)[1].

Содержание

Творческая биография

В 1917 году Антон Шварц поступает в только что организованную Павлом Вейсбрёмом «Театральную мастерскую», в труппе которой играют Фрима бунина — жена Антона, его двоюрдный брат Евгений Шварц с женой Гаянэ Халаджиевой, Георгий Тусузов, Рафаил Холодов и др. Репертуар театра составляют поэтические представления: «Пир во время чумы», «Маскарад» пьесы Блока, Ремизова, Гоцци и др.

По словам Михаила Янковскго, Антон Шварц «вовсе не был актером по призванию, он уже в ту пору безгранично любил стихи, знал наизусть тысячи строк разных поэтов и вскоре показал себя прирожденным чтецом».[2].

В сентябре 1920 года на сцене ростовского кафе «Подвал поэтов» состоялась премьера пьесы В. Хлебникова «Ошибка смерти» (режиссёр А. Надеждов)[3]. Сам Велемир Хлебников присутствовал и на репетициях «Театральной мастерской» и непосредственно на премьере. А в августе 1921 в мастерской ставится пьеса Гумилёва «Гондла». О постановке узнал автор и будучи проездом в Ростове встретился с артистами. Вот как встречу описывает актриса мастерской З. Шубина:

«Уже закончился сезон, и никаких спектаклей не было… Однажды вечером мы собрались в театре, и вдруг входит мужчина и представляется: «Я — автор «Гондлы» Гумилев». Можете себе представить наше состояние. Онемели. Гумилев просил нас показать спектакль, но сезон окончен — ни декораций, ни осветителей, ни бутафоров. Спектакль показать нельзя. Мы предложили читать отрывки. Антон Шварц играл и читал Гондлу, здесь же присутствовала и Халайджиева, играющая Леру. Началось чтение, обсуждения, разговоры на литературную тему. Гумилев пришел в восторг. «Я вас здесь не оставлю, переведу в Петроград». Ему надо было ехать на вокзал. Мы пошли его провожать… Халайджиева сказала Гумилеву: «Поклянитесь, что Вы нас не забудете». Гумилев торжественно поднял руку и сказал: «Клянусь»[4].

В сентябре 1921 года труппа театра начинает переезжать в Петроград. В январе 1922 года начались спектакли «Театральной мастерской» зале Владимирского клуба. Но, в скором времени, так и не прижившись на новом месте «Театральная мастерская» распалась[5].

В 1922 году Шварц поступает на факультет общественных наук Петроградского университета, некоторое время занимается адвокатурой, одновременно увлекается чтением стихов. Сопровождал лекции по литературе чтением художественных произведений, участвовал в сборных концертах.

После встречи в 1927 году с крупнейшим мастером художественного слова Александром Закушняком Шварц решает целиком посвятить себя концертной деятельности. В 1929 в Ленинградском театре эстрады состоялся его первый открытый концерт. Искусство Шварца отличалось простотой, благородством, высокой культурой. Не прибегая к театрализации, он достигал большой выразительности при помощи интонационных штрихов, филигранно отделывая речевой рисунок. Шварц глубоко вскрывал мысль, идейно-философскую сущность произведения, тонко передавал особенности литературного стиля автора.[6]

В 1936 году выпускает программу «Великие русские поэты», включая в нее стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова Блока, Есенина и др. В 1943 выступал с программой «Лермонтов», куда вошли «Демон», «Фаталист», стихи. Исполнение Шварца отличалось глубиной философского постижения Лермонтова, строгой подчиненностью речевых выразительных средств логике развития мысли, сочетанием непринужденной разговорности с повышенным вниманием к ритмико-музыкальной структуре стиха[7].

К середине 1940-х годов в репертуаре Шварца семь программ из произведений Горького, Шолохова, Толстого, Горбатова, Паустовского, Зощенко, три программы по поэмам и стихам Пушкина, свыше десяти программ из произведений Гоголя, Чехова, Куприна, Лескова , Мопассана. Пропагандировал советскую поэзию (произведения Маяковского, Асеева, Багрицкого, Сельвинского).

Художественное чтение

Стихотворения Гавриила Державина[8]

  • «Персей и Андромеда» слушать
  • «Цыганская пляска» слушать
  • «Снигирь» слушать
  • «Кружка»

Произведения Александра Пушкина[8]

  • 1934 — «слушать
  • 1936 — «Пиковая дама» (страницы повести)
  • 1940 — «слушать
  • 1947 — «слушать
  • 1947 — «слушать
  • 1947 — «слушать
  • 1947 — Стихотворения:
    • «К Чаадаеву» слушать
    • «Погасло дневное светило» слушать
    • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» слушать
    • «Зимняя дорога» слушать
    • «Дорожные жалобы» слушать
    • «Зимнее утро» слушать
    • «Бесы» слушать
    • «Олегов щит»

Произведения Николая Гоголя[1]

Произведения Михаила Лермонтова[7]

  • 1943 — «Демон» (поэма)
  • 1943 — «Фаталист» (фрагменты романа)
  • 1943 — Стихотворения

Произведения Ивана Тургенева[8]

  • «Три встречи» (рассказ, фортепиано — Георгий Эдельман) слушать

Произведения Николая Лескова[8]

  • «слушать

Произведения Льва Толстого[8]

Произведения Антона Чехова[1]

  • «Шампанское» (рассказ проходимца) слушать
  • «Дочь Альбиона» (рассказ)
  • «Анюта» (рассказ)

Произведения Максима Горького

  • «Песня о Соколе» (поэма в прозе) слушать

Произведения Константина Паустовского[6]

  • 1952 — «Рождение моря» (рассказ)

Произведения Ги де Мопассана[6]

  • 1944 — «Менуэт» (новелла) слушать

Сказки Андерсена[6]

  • 1938 — «Самое невероятное» слушать

Стихотворения Владимира Маяковского

  • «Гимн судье» слушать
  • «Владимир Ильич Ленин» (отрывок) слушать
  • «Внимательное отношение к взяточникам» слушать

Стихотворения Эдуарда Багрицкого

  • «Весна» слушать

Стихотворения Семена Кирсанова

Запечатленное на пленку выступление артиста Антона Шварца, читающего стихотворение «Турксиб» Семена Кирсанова.
Выступление чтеца иллюстрируется вмонтированными в фильм кадрами из документальной картины 1929 года «Турксиб» режиссера Виктора Турина.

Сочинения

  • Шварц А. И. В лаборатории чтеца. М.: Искусство, 1960.

Литература

  • Верховский Н. Ю. Книга о чтецах. М.-Л.: Искусство, 1950.
  • Литературный современник, 1940, Т 1, с. 103—107.

Примечания

  1. ↑ [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. ↑ [6]
  7. ↑ [7]
  8. ↑ [8]
  9. [9]

Ссылки

Шварц, Антон Исаакович.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52