Часть фильма

Две стандартные 300-метровые части 35-мм фильма в бюксах

Ча́сть фи́льма — отрывок фильма, демонстрируемый без перезарядки кинопроекционного аппарата. В разговорной речи неспециалистами словосочетание «часть фильма» используется для названия произвольного отрывка фильма.

Содержание

Стандартная часть

В СССР была установлена длина одной части 35-мм фильма до 300 м (с нижним пределом 260 м и длиной последней части 160 м) и до 600 м. Стандартная длина части широкоформатной фильмокопии на пленке 70-мм достигает 350 метров, имея примерно такую же длительность на экране. как и часть 35-мм копии. В метраж части входит длина начального и конечного стандартных ракордов. Длина ракордов одной части 35-мм фильма — 4,05 м, широкоформатного — 6,9 м. Стандартная часть 35- и 70-мм фильма имеет длительность проекции около 10 минут, последняя часть — до 6 минут. Разделение кинофильма на части длительностью до 10 минут исторически связано с тем, что до распространения современных мощных источников света, обеспечивающих длительную стабильную работу (например, ксеноновых ламп), в профессиональных проекторах использовалась угольная дуга интенсивного горения — вид разрядного источника света, при котором разряд происходит просто в воздухе между двумя угольными электродами. При этом происходит довольно быстрое обгорание электродов (немногим более 10 минут), после чего требуется замена электрода. Кроме того, большинство киностандартов родилось в Голливуде, активно участвовавшем в разработке новых кинотехнологий, а 300 метров примерно равны 1000 футам. Для 16-мм передвижных киноустановок, оснащённых одним кинопроектором, фильмокопии часто выпускались склеенными в рулоны длиной 600 м. В результате полнометражный фильм мог демонстрироваться в двух частях с одним перерывом для перезарядки. Короткометражные и учебные 16-мм фильмы чаще всего печатались в частях 120 метров, иногда в двух.

Непрерывность кинопоказа

Стационарные кинопроекционные установки имеют не менее двух кинопроекционных аппаратов (постов). Это даёт возможность демонстрировать фильмы без перерывов между частями. Однако процесс переключения между постами, в зависимости от состояния проекционной техники и точности работы киномеханика, может произойти не строго синхронно. Поэтому для того, чтобы избежать «выпадения» материала и «сглатывания» части звука, при монтаже фильма границы между частями фильма совмещают с монтажным переходами, сменами сцен, не допускают попадания сюжетно важных моментов на переход от части к части. На конечных и начальных ракордах для синхронизации процесса переключения между частями имеются чёрные и белые точки (обычно в правом верхнем углу кадра), по которым начальный ракорд заправляется в аппарат, а при появлении на экране точек конечного ракорда киномеханик вручную включает двигатель, а затем и лампу второго аппарата. В современных кинотеатрах переход с поста на пост автоматизирован и осуществляется с централизованного пульта. Для автоматизации перехода с поста на пост на определенном участке перфорации фильмокопии закрепляется полоска из токопроводящей фольги, при прохождении которого мимо датчика срабатывает автоматика пуска следующего поста.

Артефакты

Если фильм многократно демонстрируется в различных кинотеатрах, и в некоторых из них 300-метровые его части склеиваются в 600-метровые, то при каждой такой переклейке теряется 1-2 кадра. Это приводит порой к тому, что для некоторых фильмов известно несколько разных, немного отличающихся длительностью проекции формально идентичных версий. А при потере оригинала фильма и восстановлении его с прокатной копии возникает версия фильма, заметно отличающаяся от исходной. Такова, в частности, судьба французского фильма «Фанфан-тюльпан».

Примечания

Литература

  • Гальперштейн, Л. Я. Часть фильма // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • * Е. А. Иофис Позитивный процесс // «Кинофотопроцессы и материалы». — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1980. — С. 112—129. — 239 с.

Часть фильма.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52