Фёдорова неделя

Фёдорова неделя
В. Г. Перов. Чистый понедельник. 1866 г.
Тип народно-православный
иначе Сборная неделя, Тужилки по Масленице
также Торжество православия (христ.)
Значение прощание с Масленицей
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами, в Русской православной церкви
В 2012 году с 27 февраля по 4 марта
Традиции «полоскают рот» водкой, проводят последние кулачные бои, банятся, очищают посуду от скоромной пищи, «слушают воду», освящают коливо, катаются на донцах, устраиваются молодёжные гулянья
Связан с Масленицей и Великим постом
Кулачный бой
Икона «Чудо св. Федора Тирона». Конец XVI — начало XVII вв.

Фёдорова неделя (Сборная неделя, Тужилки по Масленице, белор. Ізбор) — неделя после Масленицы, первая неделя Великого поста. В Русской православной церкви — строгий пост; в русской традиции — завершение масленичных обрядов. В Шуньге (Повенецкий уезд) всю неделю шла «Сборная» ярмарка[1]. В Костромской губернии на этой неделе ели караваи-тужильники, изготовленные на Масленице для молодых[2].

Содержание

Понедельник — полоскозуб

Также называется: христ. Чистый понедельник; Тужилки по Масленице; полес. Вступник, Гувесна, Дужики, Запустный понедельник, Полоскание, Понедельник-полоскозуб, Пополоконы, Ступник, Твердопост, Твердопостье, Твёрдый пост[3].

Первый день великого поста. В некоторых местах в этот день, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой[4]. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару масленице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста[5]. Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.)[6]. Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды. Ни в коем случае нельзя доедать то, что осталось от Масленицы. Даже совсем бедные люди не брали оставшееся от масленичного стола. Всё отдавалось домашним животным[7].

Начиная с чистого понедельника, весь Великий Пост принято было носить только старую поношенную одежду, пользоваться исключительно старой посудой.

Обычно в Чистый понедельник ещё позволялись масленичные развлечения, но только до мытья в бане, после которого уже считались грехом, но в некоторых местах Вятской губ. катание с гор на санках и на лошадях между деревнями продолжалось и после бани, при этом лошадей празднично украшали и даже вешали на них лапти и надевали штаны.

В Кромском уезде Орловской губернии на салазки сажали мужика или мальчика с бородой из пеньки, давали в руки донце, гребень и намычку (детали прялки) и заставляли прясть. Бабы и мальчишки возили его по всей деревне и пели[8]:

Масленица — кургузка,
Без тебя нам жить груска:
Сыр, масла полизала,
Нам, дурам, не сказала...

Среда

В Вятской губернии девушек из соседних сёл подруги приглашали на гуляние к себе через два дня после начала Великого Поста, они жили в гостях по два—три дня, ходили на гулянья и посиделки, на которых играли, пели и плясали[9].

В среду «слушали» воду в реке или пруду. Как она шумит? Ждать ли обильных дождей, будут ли пожары, смерти. Если же в шуме воды слышится человеческий голос — то это к полному благополучию.

Кое-где в западной Белоруссии хозяйки собирались на застолье, весело пировали и прыгали через пень, поставленный посреди дома. Говорили, кто как прыгнет, так высоко у того хороший лён вырастет. В этот же день мыли предметы для льняной пряжи — веретена и прялки. Делалось это скорее всего для того, чтобы лён летом вырос чистый, без сорняков[10].

Пятница

В пятницу в церквях освящали коливо (кутью) в память святого великомученика Федора Тирона.

Суббота

В Рузском уезде Московской губернии девочки, девушки и женщины продолжали кататься с ледяных гор на донцах. При этом девушки старались прокатиться как можно дальше, потому что верили, которая из них дальше укатится, у той и лён уродится длиннее.

Во многих местах в Фёдорову субботу устраивались молодёжные гулянья с угощением блинами, но уже постными[9].

Воскресенье

На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла[11].

Тодорова неделя в Болгарии

Лошадь в Тодорову субботу

То́дорова неде́ля (Ту́дурица, Ту́дурска неделя, Суха неделя, Луда неделя, Три́мирна неделя, Гладна неделя, Кукерска неделя) — первая неделя Великого поста в болгарском народном календаре. Заканчивается в Тодорову субботу (первая суббота поста).

Каждый день этой недели у болгар имеет своё название. Понедельник — чистый, вторник — черный, среда — сумасшедшая, четверг — непоседа, а Тодорову субботу называют еще Конской Пасхой. У болгар есть поверье, что именно в этот день, одетый в девять кожухов, святой Тодор верхом на коне едет к Богу просить о наступлении лета.

Мужчины выводят коней на ритуальный водопой до восхода солнца. Им расчесывают гривы и хвосты, украшают лентами и ожерельями из перца — символа плодовитости, а также букетами и венками из вечнозеленых цветов и трав.

Подготовка лошадей к празднику сопровождается песнями, которые исполняют девушки на выданье. В одной из таких песен рассказывается, как Святой Тодор подковывал своего коня среди весеннего поля. Его сестра помогала ему, вынимая из шёлковых рукавов золотые подковы и серебряные гвозди для подков. Она наказала Святому Тодору хорошо подковать коня, чтобы объехать на нём все поля и посмотреть, проросли ли уже озимые. А потом набрать цветов, из которых сестра сплетёт венки и добавит их к своим свадебным дарам, чтобы они заблестели и заискрились как весеннее солнце.

Вся неделя считается опасной: у заболевшего на этой неделе мало шансов выздороветь[12][13].

Поговорки

  • Неделя сбор — течёт вода с гор.
  • Великий Пост обмочит хвост.

См. также

В Викитеке есть тексты по теме
Сказание о подвигах Фёдора Тиринина

Примечания

  1. Логинов, 2004
  2. Толковый словарь Даля, 1863-1866
  3. Толстая, 2005, с. 298
  4. Толстая, 2005, с. 180
  5. Дубровский, 1870, с. 45
  6. Холодная
  7. Энциклопедия обрядов и обычаев
  8. Добровольский, 1902, с. 207
  9. ↑ Тужилки по Масленице // Российский Этнографический музей
  10. Васілевіч, 1992
  11. Белова, 1999, с. 522
  12. Маринов, 1994
  13. Стойнев, 1994

Литература

  1. Белова О. В. Коза // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 522-524. — ISBN 5-7133-0982-7.
  2. Българска митология, Енциклопедичен речник / съст. Анани Стойнев. — София: 7М + Логис, 1994.  (болг.)
  3. Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612.
  4. Добровольский В. Н. Некоторые поверья, песни и обряды Орловской и Калужской губерний // Живая старина. — СПб., 1902. — № Вып. 2, отд. 2. — С. 207—213.
  5. Дубровский Н. Масляница. — М.: Типография С. Селиванова, 1870. — 46 с.
  6. Логинов К. К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник № 9 / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2004.
  7. Маринов Димитър Народна вяра и религиозни народни обичаи. Второ фототипно издание.. — София: БАН, 1994.  (болг.)
  8. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X
  9. Холодная В. Г. Чистый понедельник. РЭМ. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.

Фёдорова неделя.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52