Франсуа-Рене де Шатобриан | |||||||
фр. François-René, vicomte de Chateaubriand | |||||||
Франсуа-Рене де Шатобриан |
|||||||
Дата рождения: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: |
Сен-Мало, Франция |
||||||
Дата смерти: | |||||||
Место смерти: | |||||||
Гражданство (подданство): | |||||||
Род деятельности: | |||||||
Направление: | |||||||
Награды: |
|
||||||
Произведения на сайте Lib.ru | |||||||
Произведения в Викитеке | |||||||
Франсуа-Рене де Шатобриан на Викискладе |
Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе.
Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратясь во Францию на пике Великой французской революции, вступил в ряды роялистских войск. В 1792 г. женился на Селесте де ла Винь-Бюиссон (брак был бездетен). В том же году эмигрировал в Англию. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме[2]. Однако через год, после подлого убийства герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку. В 1811 году он был избран членом Французской академии.
В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков[3]. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении волнений в Испании.
Позднее работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку.
После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.
Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».
«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.
Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.
В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.
В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.
В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).
Франсуа Рене де Шатобриан в Викицитатнике? | |
Франсуа Рене де Шатобриан в Викитеке? | |
.
|
Франсуа Рене де Шатобриан.