Фракийская религия представляет собой верования фракийцев. Поскольку фракийцы были бесписьменным народом, то представления о их религии в основном черпаются из греческих источников. Так Геродот повествует о четырех главных богах фракийцев, которые соответствуют греческим богам Арес, Артемида, Дионис и Гермес. Их сопоставляют с фракийскими персонажами:
- фракийский всадник Герос (ср. слав. Яровит и Ярило), культ которого сохранился у болгарских крестьян в образе святого Георгия[1]. Солярное происхождение Героса подтверждается смешением его культа в эпоху поздней Античности с элементами митраизма[2]
- рогатый бог Сабазий (ср. слав. Велес), получивший известность в Элладе как Дионис[3] уже после написания Илиады, где его нет. Большую роль в дионисийском культе играло потребление алкоголя[4], хотя Геродот и не упоминает о распространении пьянства среди фракийцев. Жрецами Сабазия-Диониса были бессы (в Элладе спутники Диониса были истолкованы как сатиры). Культ Диониса заключался в ночных собраниях при свете факелов, где женщины играли значительную роль. Участники набрасывали на себя звериные шкуры и под звуки флейт и тимпанов доводили себя до исступления, после чего разрывали жертвенное животное, выражающее Диониса, и таким образом причащались его плоти[5]. Символом Диониса был лабрис[6]
- "великая богиня" Бендида - аналог Артемиды или Гекаты[7] (ср. славянскую Мокошь), святилище которой располагалось в Сармизегетузе.
- Котис - в его честь совершались оргии, а мужчины переодевались женщинами.
Низовую мифологию фракийцев составлял культ нимф-русалок[8]
Кроме того, популярный персонаж греческой мифологии Орфей сын водяного Эагра, который также являлся легендарным основателем орфизма, имел фракийские корни. Известен такой религиозный реформатор Залмоксис, которого иногда отождествляли с небесным богом Гебелейзисом. Именно он произвел разделение фракийской религии на северное (гето-дакийское), где было сильно патриархальное влияние, и южное направление, где сохранялись черты матриархата.
Некоторые неакадемические исследователи (В. Щербаков) полагают, что фракийская религия оказала существенное влияние на славянское язычество в годы черняховской культуры[9]
Примечания
- Изображения фрако-дакийских божеств
- Тайные культы (мистерии)
- Отношение к этносов и религий в Римской империи
- «Фракийский культ» в Болгарии
- Обрядовые истоки греческой драмы
- Религия хеттов
- Богиня Геката
- Фракийское искусство в Болгарии
- Теория В.Щербакова о фракийцах, как предках русов
Ссылки
- Фракийцы / Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований
- Древние фракийцы