Описание |
Русский: Общий вид шаропоезда конструкции Н. Ярмольчука. 1932 г.
инженер Николай Ярмольчук.. придумал двухколёсные вагоны, но проблему устойчивости решил иным образом. Каждое колесо его поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров – срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, "одетые" в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище. Путь для шаропоезда Николай Григорьевич задумал в виде бетонного лотка полукруглой формы, поднятого на опорах над землёй. Обтекаемый шаропоезд должен был развивать скорость более 300 км/ч. Ярмольчук предусмотрел в нём, кроме традиционных, воздушные тормоза – выдвигающиеся щитки. В 1929 году Николай Григорьевич построил крошечную модель шаропоезда. Её действие произвело неизгладимое впечатление на начальство – в Москве организовали целое КБ для проектирования полноразмерного образца. В 1933 году Ярмольчук, вместе с новыми коллегами, построил ещё одну действующую модель – раз в пять меньше нормального состава. Внутри этих вагонов уже помещалась пара человек, правда, лёжа. Деревянный отполированный жёлоб причудливой змеёй извивался среди подмосковных берёзок. Один из испытателей вспоминал: "Когда я влез в узкий вагончик, меня мучили сомнения. Мне казалось, что поезд на быстром ходу должен соскочить с лотка, обязательно перевернуться. Ничего такого не случилось. Мягко, чуть покачиваясь, без привычного железного перестука колёс, поезд глотал пространство. На кривых он автоматически наклонялся, сохраняя равновесие, подобно велосипеду". Ярмольчук купался в лучах славы. Между Москвой и Ногинском взялись было строить первую лотковую дорогу, но тут раздались возгласы: "А сколько это будет стоить? И обычные железные дороги ещё не показали всех своих возможностей..." О затее быстро забыли. В дальнейшем Ярмольчук работал инженером, но строить столь необычные конструкции уже не порывался. Заложенные в шаропоезд идеи гораздо позже нашли воплощение в самых разных конструкциях. Поднятые на столбах пути и обтекаемые, будто самолёты, поезда обернулись монорельсовыми дорогами, только несколько иной конструкции, чем у Ярмольчука. Воздушные тормоза сейчас можно встретить на самолётах. А обтянутые резиной стальные колёса – на поездах во многих метрополитенах мира. Сам же шаропоезд остался мечтой.
("Алфавит", январь, № 2) |
Права
(Повторное использование этого файла) |
Public domainPublic domainfalsefalse |
|
Это произведение находится в законодательства США.
Обычно[1] это означает:
- Автор данного произведения умер до 1 января 1946 года; или оно было опубликовано анонимно до этой даты, и имя автора не стало известным до 1 января 1996 года.
- Данное произведение было впервые опубликовано до 1 января 1923 года, а его автор умер до 1 января 1951 года.
- Данное произведение представляет собой кадр из нелюбительского кино- или телефильма или телевизионной передачи, впервые показанной до 1 января 1946 года.
Если автор данной работы умер до 1 января 1943 года (более 70 лет назад), используйте шаблон-лицензию {{PD-old}}[1]
- ↑ a b Внимание! Если автор данного произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок истечения авторских прав исчисляется не с даты смерти, но с даты посмертной реабилитации. Если произведение было опубликовано посмертно (или после посмертной реабилитации), срок истечения авторских прав исчисляется с даты первой публикации.
Deutsch | English | suomi | français | italiano | русский | +/−
|
|
|