Участник:Berillium/Песочница 6

Перейти к: навигация, поиск
Домовой

И. Я. Билибин. Домовой. 1934 год
домашний дух
Мифология: восточнославянская

Домово́й — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных[1]:120.

Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.-слав.); умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он даётся Богом каждому дому (бел., в.-укр.)[1]:121.

Названия

Домовой чаще всего именуется по месту обитания: рус. домовой, домово́йко, домовой дед, белор. дамави́к, домник, хатник, укр. домовик; а также по месту нахождения в доме: рус. голбе́шник (голбец — перегородка за печью), запечник, белор. подпечник. Названия домового отражают его статус в доме и отношения с членами семьи: рус. хозяин, избянной больша́к, дедушко-брато́к, брата́нушко, доброхо́тушко; белор. дамово́й хазя́ин, господарь, самый на́большой, дяденька, брато́к, дед, сўо́иски; укр. хозяин, дід, богатир, а также основные функции и проявления: рус. кормилец, жировик, щетка, лизун, укр. гуркало. В названиях домового может подчеркиваться его принадлежность к нечистой силе: рус. лихо́й, другая половина, жировой чёрт, белор. черт дамавы, не свой дух, лиходзе́й, укр. домовий, дябел, нечистый. Названия домового могут табуироваться: рус. сам, он, часто с помощью метатезы: рус. модовейко, модожи́рко, укр. домбейко. Соответствующие женские персонажи носят имена: рус. домови́ха, модовиха, домови́лиха, домаха, хозяйка[1]:121. В Полесье, особенно на западе, по отношению к домовому (домовику) часто использовались названия, характерные в целом для нечистой силы: сатана, лукавы, злой дух, по́гань, враг, нячысьцик, лякайло, пу́жало, начник, недобра душа, мертвец, сьмерть, «той, шчо памёр», знахо́р, коўдунник[2].

Синонимами являются:

  • Домово́й; Домови́к; Де́душка; Посте́нь; По́стень; Лизу́н; Доможи́л; Хозя́ин; Жирови́к; Не́жить; Сусе́дко; Брата́нушко; Дух-храни́тель; Оби́дчик до́ма[3].
  • Запе́чник; Подпе́чник; Подпо́льник; Голбе́шник[4].

Поверья о домовом

Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверьми и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.[источник не указан 150 дней]

Считалось что домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество, часто пересчитывает его (это хорошо обыграно в мультфильме про домовёнка Кузю), любит домашний скот, особенно лошадей. Правда, если лошадь брыкливая, домовой может обидеться на неё и «заездить» — так, что к утру лошадь будет измученная и вся в мыле, то есть — в поту, словно после долгой скачки. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает и бормочет. Может плакать, если дому грозит беда. Или смеяться, если ожидается счастье.[источник не указан 150 дней]

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова (см. Сонный паралич). Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».[источник не указан 150 дней]

Согласно ЭСБЕ, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Его представляли существом маленького роста, взъерошенным, с большой бородой, весьма добродушным, безвредным и большим шутником[5].

Славянские обычаи

Домовёнок

Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства, но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами[6].

Считалось, что домовой существует в каждом доме и связан с определённым родом, предком которого он мыслился. В поверьях о домовом выделяется его связь со скотом: он обеспечивает его благополучие и плодовитость, но, вместе с тем может изводить и мучить скотину. Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу: в одних случаях это жена и дочь домового, в других — самостоятельные персонажи — мифологические хозяйки дома[1]:120.

На Руси крестьяне-новосёлы приглашали перейти домовых в новый дом. Когда строили новый дом в подпол клали монетку, а то и четыре — по четырём углам сруба — для домового. Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для домового.[источник не указан 150 дней]

У западных славян домового представляли в виде гномика, которого называли domowy, ubożę, stwor, chobold, kobold, kłobuk, karzełek skrzat, inkluz, plonek, latawiec, domownik, stopan, żmij, chowaniec[7].

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считалось в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, просить перейти домового на новое место. Говорили: «Хозяин мой, пойдём со мной»[8].

В XIX веке, в некоторых сельских приходах Калужской епархии в народе сохранялся языческий обычай приглашения домового в новое жильё. Крестьянин, перебираясь в новую избу, переносит из старой печи в новую горящие угли и приглашает домового в выстроенное жильё, обращаясь к нему с приветом: «Милости просим, дедушка, в новое жильё»[9].

У русских домового иногда называли голбешником (от слова голбец — перегородка за печью). Голбец для голбешника (домового) — излюбленное место в доме. Зачастую голбешника именуют особо почтительно: «У русских хозяин, избенной большак, дедушко-браток, братанушко, доброхотушко, хозяйнушко мохнатый, кормилец»[10]. «Голбешник живёт в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья» (Даль)[11]. Этот домашний дух возник в поздних народных поверьях и произведен от образа домового, также как и гне́тка, гне́тко или гне́теница — существо, которое наваливается на спящего человека и душит его или теснит людей. Согласно общераспространённым представлениям, терем ночью может «наваливаться» на индивидуума, предвещая какие-либо смены в его жизнедеятельности или вызывая кошмары, нездоровья. Таковой «давящий» мифологический персонаж в арктических и северо-западных участках Руси (по имеющимся материалам) именуется гнеток, гнетко, — сие «нечистый, вроде особняк, который принимает вид семейный животных» и душит, «гнетёт» по ночам.[источник не указан 150 дней]

В Заонежье гнетка — мохнатый, со долгими власами; «если не обожать — целую ночь промучит»; «которо обожать — кряхтит и дверки открывает, которо не обожать — гнетет»[12], гнетке «непрерывно пламенный, целый в шерстки, малюсенький, но наружный сорт его незнаком, никто его не видел»; лизу́н — тот, кто зализывает волосы у детей и шерсть у скотины; пасте́нь, или сте́нь — дух, являющийся в виде привидения или тени на стене. Такая «раздробленность» образа домашнего духа-опекуна характерна, в основном, для северо-русских поверий[13].

Влияние на культуру

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой», 1922.

В 1976 году на киностудии имени М. Горького был снят детский фильм-сказка «Деревня Утка» в котором роль домового Шишка исполнил актёр Ролан Быков.[источник не указан 150 дней]

Христианство не отвергает уверенность людей в его существовании, хоть и приписало его к тёмным, дьявольским силам. Так в православных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов, и категорически осуждают тех, кто заигрывает с ними.[источник не указан 150 дней]

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Домовой / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
  2. Виноградова, 2001, с. 22–23.
  3. Даль, 1880—1882.
  4. Левкиевская, 2000, с. 277–279.
  5. Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  6. Кузнецов, 2000, с. 15—16.
  7. Митурска-Бояновска, 2006, с. 790.
  8. Былички о домовом — Домового забирают в новый дом // Вантит — Воронежский эколого-исторический сайт
  9. Калужская старина. Издание Калужского церковного историко — археологического общества. Калуга: Типо-Литография губернского правления., том 3, 1903, с. 38
  10. Левкиевская, 2000, с. 277.
  11. Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. — Эксмо, 2006
  12. Черепанова, 1983, с. 25.
  13. Левкиевская, 2000, с. 279.

Литература

  • Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2001. — С. 10–49. — ISBN 5-85759-159-2.
  • М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Домовой / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 194. — ISBN 5-85270-032-0.
  • Кузнецов, Н. В. Черти в доме (опыт сравнительного анализа персонажей русской народной демонологии) // Традиция в фольклоре и литературе. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. — С. 14—38.
  • Левкиевская Е. Е. Домовой // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 276–296. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
  • Майничева А. Ю. Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего Приобья: Проблемы эволюции и контактов (середина Х1Х – начало ХХ в.). — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. — С. 55-56. — 144 с.
  • Нечистая, неведомая и крестная сила. — 1903.
  • Митурска-Бояновска Й. (Польша, Щецин). Народные поверья в русской и польской фразеологии // Rossica Olomucensia XLIV. / Výkonný redaktor: doc. PhDr. Zdeněk Pechal, CSc. — Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2006. — С. 789—794. — 901 с. — ISBN 80-244-1313-2.
  • Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

Категория:Духи места у славян Категория:Духи домашние у славян Категория:Нечистая сила в славянской мифологии

Участник:Berillium/Песочница 6.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52