«Урал» | ||
Рязанка, Новорязанка, Китайка |
||
Страна | ||
---|---|---|
Часть дороги | ||
Статус |
федеральная |
|
Владелец |
государственная |
|
Управляется | ||
Длина |
2121 км |
|
Начало |
[[]] |
|
Через |
Рязань (180 км), Пенза (630 км), Самара (1083 км), Уфа (1465 км), |
|
Конец |
Челябинск (1879 км) |
|
Дорожное покрытие | ||
Федера́льная автомоби́льная доро́га М5 «Ура́л» (Новорязанское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск (с подъездами к Рязани, Саранску, Пензе, Ульяновску, Самаре, Оренбургу, Уфе, Екатеринбургу). Протяжённость — 2068 километров. Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6.
М5 — одна из старейших автодорог страны. Участок от Москвы до Рязани (старый) построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 30-х годов, на заре автомобилизации страны. В 1946-47 гг. дорога продлена до Куйбышева[1]; на всем протяжении (от Москвы до Челябинска) движение открыто в 1965 году.
От Москвы примерно до населённого пункта Добрый Сот Рязанской области трасса имеет по две (и более) полосы в каждую сторону, далее дорога сужается и на остальном протяжении имеет по одной полосе в каждую сторону, кроме участков дороги от Мокшана до Чемодановки, объезд Пензы, от Городища до Нижний Елюзани, от Тольятти до Красного Яра, от Языково до Уфы, от Мисяша до Челябинска. В конце XX — начале XXI века были введены в строй новые скоростные участки: в Московской области — от моста через Москву-реку до пересечения с Малым московским кольцом в районе Бронниц и от Степанщино до Коломны, с объездом последней; в Рязанской области — участок от пересечения с объездной дорогой Рязани до деревни Каменка; в Челябинской области — участок от Тимирязевского до Витаминного[2].
Продолжением трассы М5 на восток являются автодороги «Иртыш»,«Сибирь»,«Байкал» и «Амур». Восточное окончание автодороги М7 «Волга» сообщается с трассой М5 в Уфе.
Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» начинается на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта, далее идёт в юго-восточном направлении по территории Московской области, проходя по юго-западной окраине Люберец, далее по окружным дорогам вокруг Бронниц, Коломны, через Луховицы. В Московской области трасса «Урал» пересекает реки Москву (у деревни Заозерье Раменского района и под Коломной) и Оку (также в районе Коломны).
Далее M5 идет по территории Рязанской области в юго-восточном и восточном направлениях, проходит недалеко от города Рыбного (к северо-востоку от трассы), обходит Рязань по объездной дороге по западной и южной окраинам, проходит недалеко от посёлка Шилова и города Сасова (к северу от трассы), пролегает через город Шацк (также возможно проехать по объездной дороге с 2007 года). В Рязанской области трасса пересекает реки Проню и Цну, а также множество малых рек, проходит по путепроводам над железнодорожной веткой Кустаревка - Вернадовка на 402 км и над линией Транссиба (414 км). Эти путепроводы были сооружены недавно, до их появления существовали переезды, на которых образовывались многокилометровые пробки.
Далее — по территории Республики Мордовии в юго-восточном направлении через посёлки Умёт и Зубову Поляну. Частью дороги является подъезд к городу Саранску на 458 км основной трассы.
Затем проходит по территории Пензенской области в восточном и юго-восточном направлениях через Спасск, обходит по объездной дороге по северным и восточным окраинам Нижний Ломов, пролегает через посёлок Мокшан и село Рамзай, по объездной дороге проходит по северной окраине Пензы, далее — севернее города Заречного, южнее Кузнецка.
Далее трасса идёт в восточном направлении по территории Ульяновской области.
Затем — по территории Самарской области в восточном направлении, проходит по северной окраине Сызрани и к северу от Октябрьска, далее — вдоль берега Саратовского водохранилища, проходит в северном направлении через Жигулёвск, плотину Жигулёвской ГЭС, через Комсомольский район города Тольятти, поворачивает на восток, затем — на юго-восток, проходит к северу от Самары и на перекрёстке недалеко а районе Новосемейкина поворачивает на северо-восток и далее постепенно на восток.
В дальнейшем трасса идет в северо-восточном направлении по территории Оренбургской области и Республики Татарстан, в восточном направлении — по территории Республики Башкортостан, проходит по южным окраинам городов Октябрьского и Уфы. На территории Башкортостана дорога под Уфой пересекает реки Дёму и Белую (Агидель).
Далее трасса проходит по территории Челябинской области в восточном, северо-восточном, юго-восточном и северо-западном направлениях. Окончание трассы М5 в Челябинске. На повороте на Кропачёво поворачивают многие автомобили, едущие на Екатеринбург, далее - небольшой участок, территориально отнесённый к Башкортостану, потом трасса проходит по южной окраине Усть-Катава, к северу от Юрюзани, к югу от Сатки, Златоуста, Миасса, Чебаркуля и завершается в столице Южного Урала - Челябинске.
Рязанское шоссе (также встречаются названия Старорязанское шоссе, Старая Рязанская дорога) — крупное шоссе, начинающееся от пересечения Рязанского проспекта с МКАД. На территории Жулебино проходит как Лермонтовский проспект, который переходит в Октябрьский проспект в Люберцах и пролегает через всю южную часть города. У границы Люберец с Томилино от трассы ответвляется Егорьевское шоссе, в деревне Жилино — шоссе А102. Перед поселком Октябрьским дорога сливается с М5, в дальнейшем несколько раз ответвляется от основного хода шоссе, проходя по улицам крупных населённых пунктов параллельно Новорязанскому. Участки от Бронниц до Степанщино и от выезда из Коломны до Рязани общие с трассой М5. Шоссе заканчивается в Рязани.
Проезд по шоссе осложняется небольшой шириной дороги и тем, что оно практически не имеет многоуровневых пересечений с крупными трассами (за исключением нескольких развязок с М5). Так, протяжённые заторы возникают на пересечениях со Смирновской улицей, Островецким шоссе и т.д.
Также М5 отчасти дублирует трасса М6 "Каспий", до Тамбова идущая с "Уралом" практически параллельно. Расстояние до некоторых городов (например, до Саратова, Волгограда) примерно одинаковое как по М5, так и по М6.
Ведутся ремонтные работы на эстакаде между Токаревским мостом и Жулебино (Москва), пробки невероятной длины, каждый день в обе стороны люди добираются из Лыткарино не менее 3-4 часов на расстояние не более 6 км.
С конца 2011 года ведётся активное строительство отсутствовавшего участка трассы от Малого бетонного кольца до развязки со старой Рязанской дорогой на 73 километре (там, где скоростная трасса, идущая от Коломны, обрывается в никуда). В Рязанской области сооружёны четырехполосные путепроводы через железнодорожную ветку Кустаревка - Вернадовка (402 км) и через Транссиб (414 км), однако второй по состоянию на октябрь 2013 года работал в двухполосном режиме. Ведутся работы по расширению дороги вблизи Уфы и доведение до 6 полос. В июле 2013 года открыли новый мост через реку Белую вблизи Уфы. Вскоре расширят ещё 26 км вблизи села Старые Санны в Благоварском районе Башкирии.
Ведутся работы по расширению дороги западнее Челябинска. К 2015 году участок Чебаркуль — Челябинск должен стать полностью четырёхполосным.
Отрезок протяжённостью 24 километра, между поворотом на Мисяш и посёлком Витаминный, ограничивают дорожные знаки «Автомагистраль»[3].
Опаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по территории Челябинской области, особенно в районе города Сим и Усть-Катав. На этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более двухсот получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, на отдельных участках дороги встречные потоки разделены разделительной полосой либо ограждением. 84 % от общей протяжённости участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5—7 раз[4]. В региональной и центральной прессе для обозначения этого участка дороги нередко используют словосочетание «дорога смерти».[5]
В Московской области дорога на всем своем протяжении двух-четырёхполосная, разделительная полоса присутствует на участках в районе Жулебина — Котельников, от Чулкова до Бронниц и на новом отрезке Степанщино — Коломна, включая объездную трассу этого города. Качество покрытия хорошее, в 2012 году был отремонтирован печально известный участок от поста ДПС на выезде из Коломны до Луховиц (здесь дорога была в трещинах и выбоинах). От МКАД до Заозерья, а также в Бронницах из-за большого количества светофоров нередки заторы, особенно в часы пик. Участки Бронницы — Степанщино и Коломна — Рязань высокоаварийные: разделительная полоса здесь отсутствует, скорости движения чрезвычайно высокие, поэтому нередки лобовые столкновения в результате выезда на встречную полосу. Так, 8 мая 2011 года у деревни Морозово (участок Бронницы — Степанщино) легковушка столкнулась с рейсовым автобусом; три человека погибли.[6] На участке Коломна — Луховицы, проходящем через лес, аварийность усугубляется высокой вероятностью выхода на дорогу диких животных и отсутствием освещения. В частности, крупная катастрофа произошла здесь 28 апреля 2011 года, когда микроавтобус в условиях плохой видимости сбил лося, вылетел на встречную полосу и столкнулся с другим автомобилем, после чего загорелся.[7]
Состояние дороги на участке Рязань — Уфа меняется каждый год. С одной стороны, вводятся в эксплуатацию новые реконструированные участки, с другой стороны, приходят в негодность другие. За счет длительного отсутствия ремонта и большого количества большегрузного транспорта в полотне дороги на 2-х полосных участках образованы колеи, что может быть весьма опасно, особенно в зимнее время. На магистрали действует множество мотелей, тракстопов и придорожных кафе. Стоит отметить населенный пункт Умёт в Мордовии (430 км трассы), славящийся большим количеством заведений придорожного общепита.
Также на магистрали (особенно в Рязанской области, где дорога особенно перегружена) существует большая проблема населённых пунктов, где жители подвергаются большой опасности. Для частичного решения проблемы строятся объездные дороги. С введением в строй нового Ульяновского моста многие водители предпочитают объезжать Пензенскую и частично Самарскую область через Саранск — Ульяновск — Кошки — Суходол. На этом участке плохо развита сеть АЗС и мотелей, однако движение заметно меньше. Дорога от поворота с М5 на Саранск до самой столицы Мордовии высокого качества и не слишком оживленная.
Населённые пункты на автомобильной магистрали М5 «Урал» (от МКАД до Челябинска) | |
---|---|
Московская область: Чулково | Бронницы | Степанщино | Коломна | Луховицы Рязанская область: Рязань | Путятино | Шацк | Ямбирно Мордовия: Умёт | Зубова Поляна Пензенская область: Спасск | Нижний Ломов | Мокшан | Пенза | Чемодановка | Городище | Чаадаевка | Кузнецк | Евлашево Ульяновская область: Канадей | Новоспасское Самарская область: Сызрань | Междуреченск | Жигулёвск | Тольятти | Самара | Красный Яр | Суходол Оренбургская область: Северное Башкортостан: Октябрьский | Уфа Челябинская область: Сим | Юрюзань | Миасс | Чебаркуль | Челябинск |
Урал (автодорога).