Убрус (иконопись)

Убру́с (от церк.-слав. бръснти, брысати — «тереть»; плат, платок, полотенце) — изображение полотна в иконописи и монументальной храмовой живописи[1][2].

«Спас на убрусе» — один из двух типов иконографии Иисуса Христа «Спас Нерукотворный», в котором лик Спасителя изображён на фоне убруса — светлого полотенца (второй тип — «Спас на чрепии»). Иногда убрусом называют сам образ.

В системе храмовой росписи убрус (полотенца) — живописная имитация узорной ткани, используется для оформления нижних ярусов стен[3]. Таким образом, святые образы находятся выше уровня человека, белая драпировка нижних ярусов призвана создать ощущение торжественности и чистоты[4]. При этом нижняя, наиболее повреждаемая, часть росписи может быть без особого труда поновлена. Другим способом оформления нижних уровней стен является мрамор (в Византии, архитектуре барокко) и роспись стен под камень (мраморировка)[5].

Сходные значения

Убрусом также называют полотенце, которым покрывают икону, и шире, любые некованые ризы (например, из жемчуга и бисера)[6].

Примечания

  1. Словарь В. И. Даля
  2. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  3. Рыбаков А. А. Фрески Казанской церкви в Устюжне
  4. Монументальная живопись. Статья на сайте www.ikonnik.ru
  5. Смирнова Э. С. (Ленинград). Рецензия на кн.: Лазарев В. Н. — Фрески Старой Ладоги. Византийский временник, т. XXIV
  6. Шитова Л. А. Жемчужные украшения икон к. XVII — н. XX в.

Убрус (иконопись).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52