Рихард Турнвальд | |
нем. Richard Thurnwald | |
Имя при рождении: |
нем. Richard Thurnwald |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Супруга: |
Хильде Турнвальд |
Турнвальд Рихард Кристиан (нем. Richard Thurnwald) (1869—1954) — основатель национальной немецкой школы этносоциологии (социальной антропологии).
Родился в Вене в семье фабриканта. Обучался на юридическом факультете Венского университета. Наряду с правовыми дисциплинами в университете Турнвальд изучал различные обществоведческие дисциплины, а также иностранные языки: турецкий, арабский, сербско-хорватский, русский. Свое образование в университете Турнвальд завершает с ученой степенью доктора юридических наук (1896).[1][2][3]
После окончания университета Турнвальд некоторое время проработал в окружном суде Вены, а затем отправился в Боснию служить в австрийскую администрацию чиновником. Эта работа позволила ему непосредственно познакомиться с культурой балканских народов, заниматься и изучением их традиционных ремесел и цеховой организации. Затем Турнвальда перевели в торговую палату в Граце. В это время у Турнвальда пробудился интерес к изучению истории древнего мира, и в 1898 г. он совершает поездку в Египет. Для продолжения образования Турнвальд в 1900 г. едет в Берлин, где он изучает египетский и ассирийский языки и получает должность ассистента в Берлинском музее этнологии (1901 г.). В этот период выходят научные публикации Турнвальда, посвященные цеховой организации в Боснии и общественному строю и хозяйству Древней Ассирии и Египта.[1][2]
В 1906—1909 гг. по заданию Берлинского музея этнологии Турнвальд проводит исследования на островах архипелага Бисмарка, Каролинских и Соломоновых островах. В 1912—1915 гг. Турнвальд живет и работает на о. Новая Гвинея.
Начало Первой мировой войны в 1914 г. существенно осложнило положение немецкой экспедиции на Новой Гвинее. Экспедиционный склад ограбили австралийские пограничники, и дальнейшее продолжение исследований стало невозможным. В 1915 г. Турнвальд добрался до США, но дальнейший путь для него был закрыт, так как он был офицером запаса Германской армии. К счастью, в университете Бекерли для ученого нашлась возможность обобщить результаты экспедиций в Океании. В этот период на английском языке выходит труд Турнвальда «Banaro Society», принесший ему мировую известность.[4] В Германию Турнвальду удалось вернуться лишь в 1917 году, и он был отправлен в войска на западный фронт. [5]
В 1919 г. Турнвальд защищает вторую диссертацию по теме «Психология тотемизма». В 1925 г. Турнвальд получает должность внештатного неординарного профессора в Берлинском университете, где он читал курсы этнографических и социологических дисциплин. В 1930 г. Рихард Турнвальд вместе со своей женой Хильде Турнвальд отправляется в экспедицию в Восточную Африку (территория Танганьика). В 1932 г. он снова проводит исследования на Соломоновых островах.
После экспедиции 1932 г. Турнвальд переезжает в США, где преподает в Калифорнийском, Йельском и Гарвардском университетах. Позднее — также в Греции в университете Сиракуз. В годы власти фашистов в Германии Турнвальда упрекали за преподавательскую деятельность за границей.
О личной жизни Рихарда Турнвальда в период 1939-1945 гг. известно довольно немного. В своих работах он открыто не поддерживал нацистский режим и не развивал популярные расовые теории, например, о превосходстве так называемой "нордической" или "арийской" расы. Вместе с тем, нельзя не упомянуть о том, что этот ученый был одним из основателем [6]
В 1946 г. Турнвальд возвращается в разрушенный войной Берлин и совершает неординарный научный шаг — применяет этнографические методы в изучении населения развитой страны — жителей Берлина.
Рихард Турнвальд внес значительный вклад в развитие немецкой этнологии также своей издательской деятельностью. Турнвальд стал основателем и редактором «Журнала по этнопсихологии и социологии» («Zeitschrift für Völkerpsychologie und Soziologie», позднее Soziologus). Также ученый работал редактором в журнале «Архив по антропологии» и «Журнале по сравнительному правоведению».
Научное наследие Турнальда невероятно обширно — более 400 трудов. Причем многие из них сразу же после публикации получали мировую известность (не в последнюю очередь также из-за того, что с самого начала публиковались как на немецком, так и на английском языках. Большую часть работ составляют статьи в различных журналах. В отличие от фундаментальных этнографических описаний работы Турнвальда отличаются лаконичностью, высоким научным уровнем, доступным изложением, понятным не только выходцам из немецкоязычной среды, но также представителям других научных школ социальной антропологии. В своих теоретических выкладках Турнвальд часто ссылается на исследователей иностранных научных школ и часто полемизирует с ними. Возможно, именно в произведениях Турнвальда немецкая этнография становится наукой в полном смысле этого слова. Наиболее отчетливо научные идеи Турнвальда отразились в исследовании «Община Банаро» и фундаментальном 5-томном труде «Человеческое общество в его этносоциологических основах». Работы Турнвальда находятся на стыке научных дисциплин и парадигм. Благодаря своим обширным эмпирическим экспедиционным исследованиям Турнвальду удалось стать одним из инициаторов научного переворота в этнографии и основателем национальной школы этносоциологии, традиции и принципы которой долгое время оказывала существенное влияние на развитие этнологии в немецкоязычных странах. В наибольшей мере признаются заслуги Турнвальда в области сравнительной психологии, исследованиях культурных трансформаций, культурной адаптации, соотношения техники, культуры и цивилизации между собой. [7]
Научное мировоззрение Турнвальда можно выразить несколькими основными «отказами», которыми ученый отделяет себя от устаревших методов традиционной немецкой этнографии[8]:
Турнвальд трактует расширительно предмет социальной антропологии (этносоциологии), включая в него традиции, религию, право, экономику, политику. Турнвальд наряду с правом, государством, семьей, оперирует подсистемой техники.
Турнвальд выделяет две важнейшие социальные структуры: традицию как инертный элемент и конкретную социологическую ситуацию — динамический элемент. Кроме изучения самих социальных форм (семья, каста и др.) Турнвальд уделял большое внимание приобщению и интеграции в рамках этих институтов. Ученый выдвигает две центральные концепции — «цепей взаимности» и «просеивания». Согласно Турнвальду, социальные отношения и общественное разделение труда возникают через «цепи взаимности», которые первоначально возникают из моральной обязанности и лишь затем перерастают в более развитые формы социального обмена, формы интеграции, прообразы государства. В концепции «просеивания» (социального отбора) выразилось наблюдение Турнвальда о том, что созданные человеком социальные формы и институты действуют избирательно, поощряя мобильность личности определенного типа. При деспотичном строе успеха добиваются раболепные характеры, а в сообществах охотников и пастухов — индивидуалисты. Также Турнвальд указывает на особую роль отдельных лидирующих личностей, которые востребованы социальными группами для организованного функционирования. Группы могут приобретать отпечаток личности вождя, который навязывает другим свою волю. Такие группы могут исчезать вслед за исчезновением вождя.[7]
Это заготовка статьи об учёном. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Турнвальд Рихард.