Трёхперстное сложение

(перенаправлено с «Трёхперстное сложение»)
Перейти к: навигация, поиск
Рука, сложенная в троеперстии

Троепе́рстие; Троепе́рстное сложе́ние, Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных Восточных Церквах) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамения.

В настоящее время в троеперстии три соединённых пальца: большой, указательный и средний изображают Троицу, а два прижатых к ладони пальца: мизинец и безымянный изображают две природы Христа[1].

История

В ранних христианских источниках в качестве перстосложения упоминается единоперстие[2], с помощью него просто изображали на себе крест. Начиная с конца IV века начались христологические споры о количестве природ во Христе. Благодаря этому двоеперстие вытеснило единоперстие, поскольку в двоеперстии два пальца являются символически выражением догмата Халкидонского собора изображают две природы Иисуса Христа.

Из источника — прения с армянами учёного греческого монаха Феориана, посланного для этой цели императором Мануилом Комнином в 1172 году; а также из более ранних источников: свидетельство несторианского митрополита Дамаска Илии Гевери (893 год — 905 год); прения на соборе 1029 года патриарха Алексия Студита с яковитскими патриархом Иоанном VIII Абдоном; сочинения Петра Дамаскина (около 1157 год) и других хорошо известно, что перстосложением у православных греков было двоеперстие[3].

Двоеперстие было принято Русью вместе со святым Крещением в конце X века.

Двоеперстие отражает христологическую символику: два поднятых перста символизируют две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую; три остальных перста мизинец, безымянный и большой, соединенных вместе, изображают Святую Троицу. В двоеперстии средний перст немного наклонен по отношению к указательному это изображение того, что Бог сошёл к человекам. Движение от лба на грудь это выражение того, что Христос от Отца сходит на землю, а движение справа на лево, означает , что Христос отогнал враги с десной стороны на левую.

Первое упоминание о троеперстии это полемическое, художественное произведение неизвестного автора «Прение Панагиота с Азимитом», написанное между 1274 годом и 1282 годом; о причинах появления обычая троеперстия сведений нет[4]. Троеперстие долгое время у греков существовало параллельно с двоеперстием[5][6][7][8]. Троеперстие имело область распространения в Северо-Восточной Руси[9], но Стоглавый собор в 1551 году в 31 главе повторив по смыслу древнюю греческую анафему на всех тех, кто не крестится двумя перстами[10][11], утвердив двоеперстие официальным перстосложением для поместной Русской церкви. У греков же троеперстие наоборот к концу ХVІІ века вытесняло двоеперстие.

В Московской Руси, в подражании греков, троеперстие было официально введено в ходе реформ Московского Патриарха Никона в 1650-х.

При введении троеперстия все крестящиеся двоеперстием официально на церковном Московском соборе 1656 года были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и прокляты. Это же проклятие на всех крестящихся двоеперстно подтвердил и Московский собор 1666-67 года.

Троеперстное при введении его в Русскую поместную церковь символизировало лишь Святую Троицу, два остальных перста оставались праздными и ничего не изображали. С таким символическим толкованием его принимал Большой Московский собор. Также этим собором была отброшена вся остальная символика, которая присутствует в двоеперстии.

Та часть населения Руси, которая не приняла ни анафему на двоеперстие, ни троеперстия, получила в дальнейшем название старообрядцы. Анафема на двоеперстие и замена его троеперстием была главной причиною Раскола русской церкви.

Введение троеперстия на Руси сопровождалось необыкновенной жестокостью. В начале это были массовые пытки и убийства (в основном казни в виде сожжения живых людей в срубе) тех, кто крестился двумя перстами, для этой цели были изданы в 1685 году «Двенадцать статей» царевны Софьи. В результате насильственной реформы часть старообрядцев была казнена или умерла в тюрьме, а значительная часть рассеялась по окраинам России и выехала за её пределы. Начиная с 1716 года, статьи были заменены двойным окладом (налогом) и налогом на бороду для старообрядцев. В начале XVIII века для распространения троеперстия и борьбы с двоеперстием создаются новообрядческим духовенством подложные «древние» рукописи: Соборное деяние на Мартина Армянина и так называемый Феогностов Требник, которые активным образом будут использоваться на официальном уровне Святейшего Синода, а также синодальными миссионерами на протяжении более 200 лет, с XVIII века до 1917 года.

Примечания

  1. Закон Божий протоиерей Серафим Слободской О крестном знамении
  2. Наиболее древней, известной по святоотеческим свидетельствам, формой перстосложения было единоперстие; причём знак креста начертывался (линией) на челе указательным или большим пальцем, — обычай, исчезнувший в течение VIII века, вероятно ввиду борьбы с ересью монофизитства (См. Op. cit., а также: Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 701.)
  3. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович
  4. Е. Голубинскій О перстосложеніи для крестнаго знаменія и благословенія. (Глава из его же «Къ нашей полемикѣ со старообрядцами») // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею». апрель 1892, стр. 42—43.
  5. Максим Грек в своем сочинении "Сказка, како знаменатися крестным знамением" писал о том, что пальцы надо складывать в двоеперстие, а крестное знамение надо класть на лоб, на пуп, на правое плечо, а затем на левое
  6. Преп. Максим Грек, Сл. о крестном знамении, имже мы знаменуемся: "Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом. "
  7. Библиотека Троицко-Сергиевской лавры. раздел: Рукописи. 201. (К № 1843.) Максима грека сочинения, устав тщательный, ХVІІ века, в лист, 595 листов, заглавныя заставки (л. 1, 6) с красками и золотом превосходны л. 429. Глава 85. Сказка, како знаменатися крестным знамением. Там же л. 281.
  8. Максим грек "Сказка, како знаменатися крестным знамением."
  9. Е. Голубинскій О перстосложеніи для крестнаго знаменія и благословенія. (Глава из его же «Къ нашей полемикѣ со старообрядцами») // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею». апрель 1892, стр. 50—51.
  10. Текст: «Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα», из греческих богослужебных сборников «Евхологиев» X—XII веков, переведенных на славянский, из чинопоследования: «Απόταξις τῶν αιρετικῶν Αρμενιῶν»
  11. Древнеславянская кормчая. XIV титулов без толкования. Т. 2. — София, 1987, с. 168

Трёхперстное сложение.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52