Троепе́рстие; Троепе́рстное сложе́ние, Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных Восточных Церквах) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамения.
В настоящее время в троеперстии три соединённых пальца: большой, указательный и средний изображают Троицу, а два прижатых к ладони пальца: мизинец и безымянный изображают две природы Христа[1].
В ранних христианских источниках в качестве перстосложения упоминается единоперстие[2], с помощью него просто изображали на себе крест. Начиная с конца IV века начались христологические споры о количестве природ во Христе. Благодаря этому двоеперстие вытеснило единоперстие, поскольку в двоеперстии два пальца являются символически выражением догмата Халкидонского собора изображают две природы Иисуса Христа.
Из источника — прения с армянами учёного греческого монаха Феориана, посланного для этой цели императором Мануилом Комнином в 1172 году; а также из более ранних источников: свидетельство несторианского митрополита Дамаска Илии Гевери (893 год — 905 год); прения на соборе 1029 года патриарха Алексия Студита с яковитскими патриархом Иоанном VIII Абдоном; сочинения Петра Дамаскина (около 1157 год) и других хорошо известно, что перстосложением у православных греков было двоеперстие[3].
Двоеперстие было принято Русью вместе со святым Крещением в конце X века.
Двоеперстие отражает христологическую символику: два поднятых перста символизируют две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую; три остальных перста мизинец, безымянный и большой, соединенных вместе, изображают Святую Троицу. В двоеперстии средний перст немного наклонен по отношению к указательному это изображение того, что Бог сошёл к человекам. Движение от лба на грудь это выражение того, что Христос от Отца сходит на землю, а движение справа на лево, означает , что Христос отогнал враги с десной стороны на левую.
Первое упоминание о троеперстии это полемическое, художественное произведение неизвестного автора «Прение Панагиота с Азимитом», написанное между 1274 годом и 1282 годом; о причинах появления обычая троеперстия сведений нет[4]. Троеперстие долгое время у греков существовало параллельно с двоеперстием[5][6][7][8]. Троеперстие имело область распространения в Северо-Восточной Руси[9], но Стоглавый собор в 1551 году в 31 главе повторив по смыслу древнюю греческую анафему на всех тех, кто не крестится двумя перстами[10][11], утвердив двоеперстие официальным перстосложением для поместной Русской церкви. У греков же троеперстие наоборот к концу ХVІІ века вытесняло двоеперстие.
В Московской Руси, в подражании греков, троеперстие было официально введено в ходе реформ Московского Патриарха Никона в 1650-х.
При введении троеперстия все крестящиеся двоеперстием официально на церковном Московском соборе 1656 года были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и прокляты. Это же проклятие на всех крестящихся двоеперстно подтвердил и Московский собор 1666-67 года.
Троеперстное при введении его в Русскую поместную церковь символизировало лишь Святую Троицу, два остальных перста оставались праздными и ничего не изображали. С таким символическим толкованием его принимал Большой Московский собор. Также этим собором была отброшена вся остальная символика, которая присутствует в двоеперстии.
Та часть населения Руси, которая не приняла ни анафему на двоеперстие, ни троеперстия, получила в дальнейшем название старообрядцы. Анафема на двоеперстие и замена его троеперстием была главной причиною Раскола русской церкви.
Введение троеперстия на Руси сопровождалось необыкновенной жестокостью. В начале это были массовые пытки и убийства (в основном казни в виде сожжения живых людей в срубе) тех, кто крестился двумя перстами, для этой цели были изданы в 1685 году «Двенадцать статей» царевны Софьи. В результате насильственной реформы часть старообрядцев была казнена или умерла в тюрьме, а значительная часть рассеялась по окраинам России и выехала за её пределы. Начиная с 1716 года, статьи были заменены двойным окладом (налогом) и налогом на бороду для старообрядцев. В начале XVIII века для распространения троеперстия и борьбы с двоеперстием создаются новообрядческим духовенством подложные «древние» рукописи: Соборное деяние на Мартина Армянина и так называемый Феогностов Требник, которые активным образом будут использоваться на официальном уровне Святейшего Синода, а также синодальными миссионерами на протяжении более 200 лет, с XVIII века до 1917 года.
Трёхперстное сложение.