С5.98М Индекс ГРАУ: 14Д30 |
|
---|---|
Тип: | ЖРД открытого цикла |
Топливо: | Гептил (НДМГ) |
Окислитель: | N2O4 (AT) |
Камер сгорания: | 1 |
Страна: | СССР |
Использование: | |
Время эксплуатации: | 1990 — по н. в. |
Применение: | РБ семейства «Бриз» |
Создан на основе: | С5.92 |
Производство: | |
Конструктор: | КБХМ им. Исаева |
Время создания: | конец 1980-х годов |
Обозначение: | 14Д30 |
Массогабаритные характеристики |
|
Масса: | 95 кг |
Высота: | 1150 мм |
Диаметр: | 948 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | Вакуум: 19,62 кН (2,0 тс) |
Удельный импульс: | Вакуум: 328,6 с (3223,5 м/с) |
Время работы: | суммарное: 3200 с одного включения: 2500 с |
Давление в камере сгорания: | 97-100 кгс/см² (9,5-9,8 МПа) |
Отношение окислитель/топливо: | 2,0 ±0,04 |
С5.98М (Индекс ГРАУ — 14Д30) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный в КБХМ во второй половине 1980-х годов на основе двигателя С5.92 автоматической межпланетной станции «Фобос», прототипом которого, в свою очередь, являлся ЖРД посадочной ступени лунной станции «Луна-16».[1]
Применяется в разгонных блоках «Бриз-К», «Бриз-КМ» (на легкой РН «Рокот», планируется для РН «Ангара-1.2»[2]) и «Бриз-М» (на РН тяжелого класса «Протон-М», планируется для РН среднего и тяжёлого классов «Ангара-А3» и «Ангара-А5»[2]).[1]
Содержание |
Первые испытания прототипа в космосе прошли на АМС «Фобос-1» и «Фобос-2», запущенных в 1988 году, при этом на «Фобосе-2» прототип продемонстрировал возможность многократного включения (до 5 раз во время полета). Двигатель С5.98М Прошел летные испытания в 1991 и 1994 годах в составе разгонного блока 14С12 «Бриз-К» ракеты-носителя 14А01Р «Рокот», также продемонстрировав до пяти включений в полете.
Относительно пуска опытной РН «Рокот» выполненого 20 ноября 1990 года по суборбитальной траектории имеются противоречивые данные:
Двигатель С5.98М — однокамерный, открытого цикла, рассчитан на многократное включение (до восьми включений) и длительную работу (до 3200 секунд), с турбонасосной системой подачи компонентов топлива (АТ — НДМГ). Газогенератор работает на основных компонентах топлива. Управление вектором тяги по каналам тангажа и рыскания осуществляется плоско-параллельным смещением камеры по рельсовым направляющим.
ЖРД унифицирован с двигателем С5.92, применяющимся в составе разгонного блока «Фрегат» (используется в составе РН «Союз» и «Зенит»), отличаясь, в основном, конструкцией ТНА и немного большей массой.
Советские и российские ракетные двигатели | ||
---|---|---|
низковысотные ЖРД | ||
высотные ЖРД | ||
ЯРД | ||
РДТТ | ||
ЭРД |
С5.98М (ЖРД).