Сумма теологии, лат. Summa Theologiæ (в упрощённом написании Summa Theologica) — один из известнейших трактатов Фомы Аквинского. Начатый в 1265 году, к моменту смерти автора (1274) он остался не завершён, и, тем не менее, входит в число классических философских и богословских трудов, являясь одним из образцов средневековой европейской мысли[1]. Название этого труда только по первому слову, «Summa», не вполне корректно: среди работ Аквината — и «Summa Contra Gentiles» («Сумма против язычников» или «Сумма философии», которая в известном смысле послужила прологом к «Summa Theologiæ»). Однако чаще идёт речь именно об opus magnum — главном труде одного из 33 Учителей католической церкви, чей вклад в теологию папа Бенедикт XV охарактеризовал словами: «Церковь провозгласила доктрину Фомы Аквинского своей доктриной»[2].
«Сумма теологии» известна также изложенными там пятью доказательствами существования Бога (лат. viae Quinquae). По первоначальному своему замыслу Фома Аквинский полагал составить лишь «руководство для начинающих», в котором под одной обложкой были бы сосредоточено изложение и рассмотрение всех основных богословских учений своего времени. Фактически, учёный составил фундаментальный свод практически всех проблем христианского богословия на Западе, которые подверг скрупулёзному схоластическому анализу. На протяжении всей книги Аквинат неоднократно цитирует Августина Блаженного, Аристотеля и многих других христианских, еврейских, арабских и языческих мыслителей.
Содержание |
Трактат стал очень популярен уже с первых его изданий. Благодаря его «целевой направленности» на широкую аудиторию студентов-богословов, количество сделанных в средние века «рукописных копий… едва ли поддается учёту».
Первый книжный оттиск появился в 1467 году, в городе Майнце. Правда, издатель Петер Шеффер отпечатал не весь манускрипт, а лишь его часть, именуемую по традиции «Secunda secundae» (см. ниже раздел «Структура»). Первое полное издание увидело свет в 1485 году в Базеле.
Ещё в 1324 году папа римский Иоанн XXII в Авиньоне причислил Фому Аквинского к лику святых[3]. Однако непосредственное участие Святого Престола в издании академически выверенных трудов философа, могущих быть использованными в качестве единой отправной точки для ссылок, начинается лишь со второй половины XVI века, а точнее, с того момента, как в новом издании Бревиария на 1568 год папа Пий V впервые включил в число святых Учителей Церкви Фому Аквинского — вместе с Иоанном Крестителем, Василием Великим, Григорием Богословом, Афанасием Великим и Святым Бонавентурой[4]. Два года спустя, в 1570 году в Риме, в рамках полного собрания сочинений Аквината, вышло первое такое издание, именуемое «Piana». В 1882 году по повелению Льва XIII было напечатано новое издание, называемое в библиографии по имени папы — «Leonina». В это издание «Суммы теологии» были включены и сопроводительные комментарии Фомы де Вио (тж. Каетан, 1469—1534), сами к тому времени ставшие классическими[5].
Вся "Сумма" состоит из трех частей:
Сумма теологии.