Стратегический бомбардировщик белый лебедь характеристики, стратегический бомбардировщик пятого поколения россии, стратегический бомбардировщик нового поколения пак да, стратегический бомбардировщик зм

Американский стратегический бомбардировщик B-52 «Stratofortress» (1955).
Cоветский Ту-95 (1956)
Американский стратегический бомбардировщик B-1B (1986).
Советский Ту-160 (1987).
Файл:Tupolev Tu-22m3.jpg
Советский дальний бмбардировщик Ту-22М3.

Стратегический бомбардировщик — военный самолёт, предназначенный для нанесения бомбовых или ракетных ударов по стратегически значимым объектам в тылу противника с целью подрыва его военной и промышленной мощи. В отличие от фронтовых бомбардировщиков, предназначенных для поражения техники и личного состава непосредственно на поле боя, стратегические бомбардировщики призваны уничтожать заводы, электростанции, дороги, мосты, плотины, важные объекты сельского хозяйства, военные объекты и целые города. В настоящий момент лишь Россия и США обладают такими типами самолётов.

Содержание

Ограничение термина

Бомбардировщик принято называть стратегическим только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия и способен применять ядерное оружие.[источник не указан 580 дней] Например, самолёты типа Ту-22М, Ту-16 и B-47 способны применять ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому рассматриваются как дальние бомбардировщики.

Однако из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть свои дальние, тактические и оперативные бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A — ВВС Китая, Vickers 667 Valiant — ВВС Великобритании, Mirage 2000N — ВВС Франции, FB-111 — ВВС США).

История

Американский B-2 Спирит (1997).

Стратегическая авиация, в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны. Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам часто относят B-29 ВВС США времён Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты действительно межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно (см. Amerika Bomber и Nakajima G10N). В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии — в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика B-36. B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую (для тех лет) высоту полёта. Тем не менее в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.

Дальнейшее развитие этого вида вооружений пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащённые как правило ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае вооружённого конфликта. Главным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолёта доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Основными [источник не указан 1223 дня]такими самолётами в период холодной войны стали американский B-52 и советский Ту-95.

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

В начале-середине 1950-х годов ещё не существовало зенитных ракет, способных поражать высотные цели, движущиеся с высокой скоростью.

Единственным средством борьбы с такими целями являлись истребители-перехватчики (такие, как, например, американский F-102). Таким образом, задача неуязвимости бомбардировщика поддавалась решению, путём создания бомбардировщика с очень высокими высотными и скоростными качествами.

В США по этой доктрине были разработаны B-58 и A-5. Особенностями этих самолётов является, например, полное отсутствие любого другого вооружения, кроме ядерной бомбы — а иногда и единственной ядерной бомбы.

Примерным советским аналогом можно считать Ту-22 и М-50.

Вершиной этой доктрины является американская «Валькирия» XB-70A и её советский аналог, известный как «сотка».

Несостоятельность доктрины выяснилась с появлением ЗРК ПВО, таких, как С-75, уверенно поражающих такие цели, как сверхвысотный самолёт-разведчик U-2. Производство B-58 было свернуто, первый палубный стратегический бомбардировщик A-5 был переделан в разведчик.

На этом новом этапе развития вооружений от стратегического бомбардировщика по-прежнему требовалась высокая скорость, но уже не как средство преодоления ПВО, а как средство быстрого перемещения к месту нанесения удара (сокращение подлётного времени). Преодоление же ПВО планировалось как, например, полёт на сверхмалой высоте.

В этой парадигме сделаны такие самолёты, как FB-111, Ту-22М и английский TSR.2, который не попал в серию из-за переориентации Великобритании на использование ПЛАРБ с ракетами «Поларис». В англоязычных текстах такие самолёты называются «интердиктор».

С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах (B-1, Ту-160), а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность (B-2). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность успешного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

Тем не менее высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так, в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52 (после 2030 года, когда предварительно, самолёты данного типа должны будут сняты с боевого дежурства). В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированные Ту-160 после 2015 года.

Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались в локальных войнах. В частности, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне, B-52 — во Вьетнаме и Ираке, B-2 — в Югославии и в Ираке (2003).

Основные стратегические бомбардировщики

Холодная война

Опытные и не реализованные проекты

Современные

Будущие

См. также

Стратегический бомбардировщик белый лебедь характеристики, стратегический бомбардировщик пятого поколения россии, стратегический бомбардировщик нового поколения пак да, стратегический бомбардировщик зм.

Кантонское восстание 1927 г., Желтянников, Владимир Иванович, Стрелок (клипер, 1879), Файл:Giovanni bellini, madonna di brera, 1510, 01 adjusted.JPG.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52