Рейс 182 PSA Столкновение над Сан-Диего |
|
Рейс 182 PSA падает на Сан-Диего. Фотограф Ганс Вендт [1] |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
09:01 PST |
Характер | |
Причина |
Ошибка УВД и пилотов |
Место |
Сан-Диего (штат Калифорния, США) |
Координаты |
|
Погибшие |
144 (135+2+7) |
Раненые |
9 (на земле) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути |
Лос-Анджелес (Калифорния) |
Пункт назначения |
Сан-Диего (Калифорния) |
Рейс |
PSA 182 |
Бортовой номер |
N533PS |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
128 |
Экипаж |
7 |
Погибшие |
135 (все) |
Второе воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Gibbs Flite Center, Inc. |
Пункт вылета |
Монтгомери-Филд (Сан-Диего, Калифорния) |
Бортовой номер |
N7711G |
Дата выпуска |
1974 год (ориентировочно) |
Экипаж |
2 |
Погибшие |
2 (все) |
В понедельник 25 сентября 1978 года в ясном небе над Сан-Диего B727-214 компании PSA, выполнявший рейс 182 (Сакраменто — Лос-Анджелес — Сан-Диего), при заходе на посадку в 9 утра столкнулся с частной Cessna 172, после чего оба самолёта упали на жилые кварталы. В катастрофе погибли 144 человека, что на то время делало её крупнейшей авиакатастрофой в США (будет превзойдена через год).
Крупнейшая авиакатастрофа в истории Калифорнии. Самое смертоносное столкновение самолётов в США.
Содержание |
В 08:16 PST из Лётного центра Гиббс (Gibbs Flite Center, Inc.), базирующегося в аэропорту Монтгомери-Филд, вылетела Cessna 172[2]. Самолёт имел бортовой номер и ориентировочно был выпущен в 1974 году (исходя из дат выпуска двигателя и пропеллера). Его общий налёт составлял 2993 часа, из них с последнего ремонта — 6 часов; последний ежегодный осмотр проводился 9 января 1978[3][4]. В правом сиденье в кабине Цессны находился 32-летний пилот-инструктор Мартин Изи-младший (англ. Martin B. Eazy, Jr.) (в должности с 15 октября 1977, налёт 5137 часов), а в левом — его ученик — 35-летний сержант морской пехоты Дэвид Босвелл (англ. David T. Boswell) (налёт 347 часов). В данном полёте они должны были отработать правила полётов по приборам[5].
В 08:34 из аэропорта Лос-Анджелеса вылетел Boeing 727—214 компании PSA. Самолёт выполнял плановый рейс № 182 из Сакраменто в Сан-Диего с промежуточной посадкой в Лос-Анджелесе, а на его борту находились 7 членов экипажа и 128 пассажиров[2]. B727-214 имел бортовой номер N533PS (серийный — 19688) и был выпущен 1968 году и свой первый полёт совершил 4 июня. Его общий налёт составлял 24 088,3 часа, из них с момента последнего ремонта — 81,4 часа[3]. Лётный экипаж авиалайнера был следующим[6][5]:
Все трое перед полётом отдыхали 7 часов 7 минут, а к моменту катастрофы работали 3 часа 47 минут, из них непосредственно в полёте — 1 час 30 минут. В салоне работали 4 стюардессы[6][5]. Всего на борту авиалайнера находились 128 пассажиров, из них 30 являлись сотрудниками Pacific Southwest Airlines, а один из них даже находился в кабине.
Пилоты Цессны N7711G отрабатывали на практике два захода на посадку по приборам на ВПП 9, что находится в аэропорту Линберг-Филд (он же — Международный аэропорт Сан-Диего). Около 08:57 Цессна завершила отработку второго подхода и начала набор высоты по направлению на северо-восток. В 08:59:01 с диспетчерской башни Линдберг (диспетчера Стефан Майорос (англ. Stephen H. Majoros) и Алан Савиль (англ. Alan M. Saville)[7]) связались с пилотами данного самолёта и дали указание переходить на правила визуальных полётов (ПВП) и переключаться на связь с диспетчером подхода Сан-Диего. В 08:59:50 пилоты Цессны связались с диспетчерским пунктам подхода (диспетчеры Абран Лехман (англ. Abran N. Lehman) и Нельсон Фарвелл (англ. Nelson E. Farwell)[5]) и доложили, что находятся на высоте 1500 футов (457 метров) над уровнем моря и поднимаются в северо-восточном направлении. Диспетчер Фарвелл ответил, что наблюдает их на радаре и дал команду на подъём до высоты 3500 футов (1067 метров) при курсе 70° и продолжая соблюдать ПВП. Пилоты Цессны информацию подтвердили[2].
В это время к Сан-Диего уже подлетал рейс 182. Непосредственно пилотировал его второй пилот Фокс, тогда как командир Макферон вёл переговоры с землёй. В 08:53:19 пилоты Боинга связались с диспетчером подхода Сан-Диего и доложили, что начинают спуск с 11 тысяч футов (3353 метра) до 7 тысяч (2134 метра). В 08:57 пилоты уже сообщили, что они прошли 9500 футов (2896 метров) и продолжают спуск до 7000, а также что видят аэропорт. Тогда диспетчер подхода дал им указание осуществлять визуальный заход на посадку № 21 на ВПП 27. Пилоты подтвердили информацию по заходу на посадку[2].
Воздушное движение в небе над Сан-Диего весьма плотное. В 08:59:28 диспетчер подхода передал рейсу 182 информацию о пересекающемся рейсе: движение на двенадцать часов, одна миля (1,6 км), следует на север (англ. traffic (at) twelve o'clock, one mile, northbound). Через несколько секунд пилоты доложили, что самолёт наблюдают, на что в 08:59:39 диспетчер их опять предупредил: На двенадцать часов дополнительное движение, три мили, северней аэродрома, следует на север, Цессна один семьдесят два (Cessna 172), по правилам визуальных полётов поднимается с одна тысяча четыреста (427 метров) (англ. Additional traffic's twelve o'clock, three miles, just north of the field, northeastbound, a Cessna one seventy-two climbing VFR out of one thousand four hundred). Через несколько секунд с рейса 182 ответили, что видят и её[8].
В 09:00:15, спустя примерно 15 секунд после инструктирования пилотов Цессны N7711G на набор высоты до 3500 футов при курсе 70°, диспетчер подхода связался с Боингом и предупредил их о данной Цессне: Движение на двенадцать часов, три мили, с одна тысяча семьсот (518 метров) (англ. traffic's at twelve o'clock, three miles, out of one thousand seven hundred). На что в 09:00:21 второй пилот Боинга сказал, что понял информацию, а чуть позже командир сказал диспетчеру, что наблюдают движущийся самолёт. Тогда в 09:00:23 диспетчер подхода проинструктировал пилотов рейса 182 о визуальном заходе на полосу и переходе на связь с башней Линдберг. В ответ прозвучало: Окей (англ. Okay). Через 3 секунды диспетчер связался с учебной Цессной и предупредил её пилотов о рейсе 182: движение на шесть часов, две мили, идёт на восток; самолет PSA, прибывающий к Линдберг, с трёх тысяч двести (975 метров), наблюдает вас в поле зрения (англ. traffic at six o'clock, two miles, eastbound; a PSA jet inbound to Lindbergh, out of three thousand two hundred, has you in sight). Пилоты Цессны подтвердили получение информации[8].
В 09:00:34 пилоты Боинга связались с башней Линдберг и доложили, что они заходят на посадку с подветренной стороны. В ответ диспетчер Савиль подтвердил принятие информации и предупредил: движение на двенадцать часов, одна миля, Цессна. Второй пилот выпустил на 5° закрылки, а командир спросил: Это та, которую (мы) видели? (англ. Is that the one (we're) looking at?). Второй пилот ему ответил: Да, но сейчас я её не вижу (англ. Yeah, but I don't see him now). В 09:00:44 с рейса 182 доложили: Окей, мы видели её минуту назад (англ. Okay, we had it there a minute ago) —, а через 6 секунд добавили — Думаем, она прошла справа от нас (англ. I think he's pass(ed) off to our right). Это был ключевой момент, так как диспетчер услышал конец фразы как: она удалилась вправо от нас (англ. he's passing off to our right). Тем временем, экипаж в кабине начал обсуждать положение Цессны, пытаясь увидеть её впереди себя[8]. В 09:01:11 командир доложил диспетчеру об удалении от аэропорта, когда в кабине возник следующий разговор:
Второй пилот: Действительно ли мы в стороне от той Цессны? (англ. Are we clear of that Cessna?)
Бортинженер: Допустим что так. (англ. Suppose to be)
Командир: Я думаю (англ. I guess)
Пассажир (сотрудник компании): Я надеюсь (англ. I hope)
Командир: Ах да, прежде чем мы повернули, я видел её примерно на час. Теперь вероятно она позади нас (англ. Oh yeah, before we turned downwind, I saw him about one o'clock, probably behind us now)
Тогда второй пилот предупредил остальных членов экипажа о снижении скорости, а в 09:01:38 сказал им, что видит самолёт: Есть одна внизу. Я видел движение там (англ. There's one underneath. I was looking at that inbound there)[9].
В 09:01:28 в диспетчерской подхода Сан-Диего сработала сигнализация опасного сближения, которая предупреждала об опасности столкновения Боинга с Цессной. Поэтому в 09:01:47 диспетчер подхода Фарвелл предупредил пилотов Цессны: Цессна один один гольф, движение вблизи вас. Реактивный PSA видит вас и спускается к Линдбергу (англ. Cessna one one golf a traffic ah in your vicinity a PSA jet has you in sight he's descending for Lindbergh) Однако ответа не прозвучало. При этом, согласно правилам визуальных полётов, Фарвелл не стал информировать диспетчерскую вышку аэропорта Линдберг, так как посчитал, что пилоты Боинга видят Цессну[9].
По свидетельству очевидцев, оба самолёта шли в восточном направлении, когда в 09:01:47, идя с небольшим правым креном и с приподнятым носом, на высоте около 2600 футов (792 метра) Боинг нагнал Цессну и врезался в неё правым крылом в точке [9][10][11].
. От удара Цессна взорвалась (точное время взрыва — 09:01:47,9) и рассыпалась на мелкие обломки. Взрыв серьёзно повредил крыло Боинга, в том числе воспламенил топливный бак в крыле, а также разрушил (O)). Цессна упала у пересечения 32-й улицы и авеню Полк (32nd St. и Polk Ave)В результате падения самолётов, 22 дома были разрушены или серъёзно повреждены. В катастрофе погибли все 135 человек на борту Боинга, 2 пилота Цессны и ещё 7 человек на земле, то есть всего 144 человека. 9 человек на земле получили серьёзные ранения[10]. На то время это была крупнейшая авиакатастрофа в стране, пока через год её почти в двое не превзошла катастрофа DC-10 в Чикаго (рейс AAL 191)[11].
Катастрофа рейса 182 была показана в 11 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Мёртвая зона[12].
← 1977 · Авиационные происшествия и инциденты 1978 года · 1979→ | |
---|---|
Рейс 855 Air-India (1 января) — Катастрофа в Габаре (16 марта) — Рейс 401 Аэрофлота (8 апреля) — Рейс 902 Korean Air (20 апреля) — Рейс 6709 Аэрофлота (19 мая) — Катастрофа под Егорьевском (23 мая) — Столкновение над Сан-Диего (25 сентября) — Авария в Тбилиси (2 октября) — Рейс 1080 Аэрофлота (7 октября) — Рейс 6515 Аэрофлота (23 октября) — Катастрофа в Самарканде (19 декабря) — Рейс 173 United Airlines (28 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Cessna 172 alabeo, cessna 172 надежность.
Шаблон:Районы муниципалитета Оэйраш, Файл:LakeVan (south) 02.jpg, Рахель (поэтесса).