Список единственных выживших в авиакатастрофах

Авиационные катастрофы часто сопровождаются гибелью находящихся на борту или земле людей. Наибольшее число человеческих жертв бывает в результате происшествий происходящих на большой высоте или при столкновении с другими объектами. Однако в истории авиации случались серьёзные авиакатастрофы, в которых только одному человеку удавалось остаться в живых из всех находящихся на борту пассажиров и членов экипажа.

В список включено 48 авиационных катастроф произошедших с 1936 года по настоящее время, в каждой из которых выжил только один человек из находившихся на борту. Общее количество погибших в этих происшествиях — 2144 человека. В большинстве случаев возраст выживших не превышает 30 лет, а одиннадцати людям на момент событий было менее 18 лет. При этом из 48 оставшихся в живых только 8 человек были членами экипажа. Наиболее удачливой можно считать четырёхлетнюю Сесилию Сичан, которой удалось выжить в крушении McDonnell Douglas DC-9-82 произошедшим 16 августа 1989 года в США и унёсшим 156 жизней (наибольшее число жертв в этом списке). При этом в Книгу рекордов Гиннесса была включена Лариса Савицкая как выжившая после падения с максимальной высоты (5100 метров) и получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба (75 руб в деньгах 1981-1982 годов). Женщине удалось остаться живой после столкновения в воздухе.

Стоит отметить, что в список не включались случаи, когда выжившие после крушения умирали впоследствии от полученных травм в больницах.

Список

Дата Место катастрофы Тип самолёта, рейс Описание катастрофы Жертв Имя выжившего Роль на борту[П 1] Возраст[П 2] Место в самолёте Ист.
5.09.1936  США, Международный аэропорт Питтсбурга (англ.) Тип самолёта неизвестен, авиакомпания Pittsburgh Skyways Падение во время обзорного полёта. 10 Линда Макдональд П 17 н/д [1]
30.10.1941  США, город Мурхед (штат Миннесота) Тип самолёта неизвестен (почтовый), авиакомпания Northwest Airlines Упал из-за образования наледи на крыльях с высоты в 200—300 метров. 14 Кларенс Бейтс (англ. Clarence Bates) Э
(пилот)
н/д Кабина [2][3]
25.08.1942  Шотландия Short S.25 Sunderland («летающая лодка»), Королевские ВВС Великобритании Борт разбился при невыясненных обстоятельствах. В катастрофе погиб член королевской семьи, с которым связывают одну из версий причин крушения. 14 Эндрю Джек (англ. Lt Andrew Jack) П 24 н/д [4]
22.01.1943  Перу, провинция Каравели (район Чаппара) Douglas DC-3, рейс 9 авиакомпании Панагра Самолёт столкнулся с горой на высоте в 4 тысячи метров. Причина в отсутствии достаточного уровня диспетчерской поддержки. 6 Джон Ховард (англ. John Alfred Howard П 26 н/д [5][6][7]
14.06.1943  Австралия, город Маккай Boeing B-17C («Летающая крепость»), Военно-воздушные силы США Самолёт взлетел во время утреннего тумана и после непродолжительного полёта на небольшой высоте упал на землю. Причины катастрофы не установлены (см. Авиакатастрофа Boeing B-17C ВВС США 14 июня 1943 года (англ.)). 40 Фой Кеннет Робертс (англ. Foye Kenneth Roberts) П 22 н/д
5.09.1946  США, округ Элко (Невада) Douglas DC-3, авиакомпания Trans-Luxury Airlines При подлёте к аэродрому назначения столкнулся с землёй. Вероятная причина — ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. 20 Питер Линк (англ. Peter Link) П 2 Сидел на руках матери [8][9]
12.01.1947  США, город Гэлакс (англ.) Douglas DC-3, рейс 665 авиакомпании Eastern Air Lines (англ.) Врезался в холм. Причина катастрофы не установлена, предположительно — ошибка пилота. 18 Уильям Кейс (англ. William Ellis Keyes, Jr.) П 25 н/д [10][11]
28.01.1947  КНР, город Ухань Curtiss-Wright C-46 Commando, Национальная китайская авиационная корпорация (англ.) Самолёт разбился спустя 30 минут после вылета из Ухани. Причины не установлены (или скрыты). 25 Поль Вик (англ. Paul Ashton Vick) П 1,5[П 3] н/д [12][13]
1.02.1947  Португалия, в 21 км севернее Лиссабона Douglas DC-3, авиакомпания Air France Причины и обстоятельства катастрофы не установлены. 15 Евгений Леонард (англ. Eugene Leonard) П 38 н/д [14][15]
10.03.1948  США, Чикаго Douglas DC-4, рейс 705 авиакомпании Delta Air Lines Вскоре после взлёта (курс на Майами), на высоте 60-100 метров, самолёт стал резко задирать нос, пока не стал в почти вертикальное положение. Затем набрав высоту до 250 метров перешёл в сваливание на правое крыло и в итоге носовой частью врезался в землю. Точные причины потери продольного управления самолётом не установлены. 12 Триполина Мэо (англ. Tripolina Meo) П 33 н/д [16]
15.04.1948  Ирландия, вблизи международного аэропорта «Шаннон» Lockheed L-049 Constellation, рейс 1-10 (англ.) авиакомпании PanAm Рейс 1-10 совершал кругосветное путешествие из Сан-Франциско в Нью-Йорк, с промежуточными посадками в различных городах (например, Дамаск, Брюссель, Стамбул). При посадке в Брюсселе погасла люминесцентная лампа освещения кабины, из-за чего в темноте экипаж не мог пользоваться картами и сажал борт ориентируясь по земле и приборам. После посадки лампа снова заработала, поэтому самолёт отправился в Лондон. Вскоре лампа опять погасла, но в Лондоне нужных комплектующих не оказалось. Поэтому самолёт вылетел в Шаннон в полночь без лампы. Через 1,5 часа самолёт начал посадку в Шанноне, но снизившись раньше начала ВПП задел шасси каменный забор и разрушился. 30 Марк Вёрст (англ. Mark Worst) П н/д н/д [17]
12.05.1948  ДР Конго Douglas DC-4, государственная авиакомпания Бельгии На высоте около 220 метров попал в центр грозового фронта из-за чего самолёт начал резко терять высоту и упал в лес. 31 Мутафиш (англ. Moutafis П н/д н/д [18]
20.11.1949  Норвегия, коммуна Хурум Douglas DC-3, авиакомпания Aero Holland (англ.) Авиакатастрофа произошла из-за сложных метеусловий, преодолеть которые экипаж оказался не в состоянии. Самолёт упал в лес. Из 30 пассажиров 26 были детьми (см. Авиакатастрофа Douglas DC-3 в Хуруме 20 ноября 1949 года (англ.)). 34 Исаак Алляль (англ. Isaac Allal) П 12 н/д [19]
24.05.1950  Колумбия, город Пасто Douglas C-47 Skytrain, перуанская авиакомпания LANSA По неустановленной причине разрушился в воздухе, возле вулкана Галерас. 25 Ольга Рада (англ. Olga Rada) П 10 н/д [20][21]
27.07.1950  Япония, 130 километров от Токио (Тихий океан) Douglas C-47 Skytrain, ВВС США Через 20 минут после взлёта борт упал в Тихий океан. Обломки опустились на глубину свыше 1500 метров. Причины катастрофы не установлены. 25 Сержант Хару Сазаки (англ. Haru Sazaki) П 23 н/д [22][23]
30.08.1950  Индонезия, остров Джемаджа Douglas C-47 Skytrain, Королевские ВВС Великобритании Следуя по маршруту из Сингапура в Гонконг, по неустановленной причине самолёт упал в Южно-Китайское море. 9 Майор Дэвид Лоутер (англ. David Lowther) н/д н/д н/д [24]
6.01.1954  Великобритания, деревня Олдбри (англ.) (графство Хартфордшир) Vickers Valetta T.3 (англ.), Королевские ВВС Великобритании Через четыре минуты после взлёта во время снежной бури самолёт потерял высоту и врезался в деревья. Причина катастрофы не установлена, одна из наиболее вероятных — ошибка пилота (см. Авиакатастрофа Vickers Valetta T.3 ВВС Великобритании 6 января 1954 года (англ.)). 16 Сержант P.D. Cliff П н/д н/д [25][26]
17.03.1957  Филиппины, остров Себу Douglas C-47 Skytrain, ВВС Филиппин (президентский борт) Самолёт с 7-м президентом Филиппин Рамоном Магсайсаем поднялся в воздух поздно ночью, в отличных погодных условиях. Спустя 40 минут он врезался в гору, разрушился и загорелся. Официальное расследование установило, что причиной крушения стал недостаточный набор высоты из-за возникшей неисправности в системе электропитания на борту. Президент Рамон Магсайсай погиб (см. Авиакатастрофа Douglas C-47 ВВС Филиппин 17 марта 1957 года (англ.)). 25 Нестор Мата (англ. Néstor Mata) П 31 В хвосте [27]
30.10.1959  США, статистически обособленная местность Крозет (Вирджиния) Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines Из-за ошибки экипажа самолёт врезался в 950-метровую гору (Bucks Elbow Mountain (англ.)) на 100 метров ниже её пика. Выжившего Фила Брэдли во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристёгнутый ремнём безопасности. 26 Фил Брэдли (англ. Phil Bradley) П н/д н/д [28][29]
1.12.1959  США, Вильямспорт (Пенсильвания) Martin 2-0-2 (англ.), рейс 371 авиакомпании Allegheny Airlines (англ.) При заходе на посадку экипаж сбился с курса и самолёт врезался в гору. 25 Льюис Матараззо (англ. Louis Matarazzo) П н/д н/д [30]
25.04.1967  США, остров Нантакет (Атлантический океан) Lockheed EC-121H Super Constellation (англ.), ВВС США Спустя 8 минут после взлёта экипаж сообщает о пожаре в третьем двигателе и просит экстренную посадку на острове Нантакет. Однако самолёт не долетает до полосы и падает в океан в нескольких километрах от острова. 15 Лейтенант Джозеф Гинет (англ. Joseph "Leo" Guenet) Э[П 4] 29 н/д [31]
9.08.1970  Перу, город Куско Lockheed L-188 Electra, рейс 502 (англ.) авиакомпании LANSA (англ.) (Перу) Во время разбега самолёта по ВПП третий двигатель заглох и загорелся. Lockheed взлетел на трёх других двигателях, но пилоты запросили экстренную посадку и начали разворот. Самолёт резко накренился влево (35-40 градусов), после чего начал терять высоту, врезался в землю и загорелся. Причина катастрофы: перегруз, ошибка пилотов, ненадлежащее тех.обслуживание. 101 (2 на земле) Жуан Лу (англ. Juan Loo) Э (пилот) 26 Кабина [32]
24.12.1971  Перу, регион Арекипа Lockheed L-188 Electra, рейс 508 авиакомпании LANSA (Перу) Через несколько минут после взлёта самолёт попал в зону сильной турбулентности, а спустя 20 минут в него попала молния. Борт начала разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал в глубь тропического леса. Получив перелом ключицы, выжившая пассажирка через 9 дней самостоятельно вышла к людям. По мотивам этой трагедии снят фильм «Чудеса ещё случаются»[33]. 91 Джулиана Кёпке (англ. Juliane Koepcke) П 17 н/д [34][35]
26.01.1972  Чехословакия, рядом с деревней Сербска Каменице Douglas DC-9, рейс JAT 364 На высоте 10 160 м самолёт взорвался по не установленной причине. н/д Весна Вулович (англ. Vesna Vulovic) Э
(стюард.)
22 В средней секции самолёта [36]
22.07.1973  Французская Полинезия, Таити, город Папеэте Boeing 707-321B, рейс 816 (англ.) авиакомпании PanAm Взлетев с аэродрома самолёт поднялся до 100 метров, а затем резко стал заваливаться влево и упал в Тихий океан, погрузившись на глубину около 700 метров. Бортовые самописцы найдены не были. Причины катастрофы не установлены. 78 Неил Кэмпбелл (англ. Neil James Campbell) П н/д В средней части (эконом-класс) [37]
30.05.1979  США, город Рокланд (англ.) (Мэн) De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter, рейс 46 (англ.) авиакомпании Downeast Airlines (англ.) По неустановленной причине при посадке самолёт зацепил деревья и разбился. 17 Джон МакКаферти (англ. John McCafferty) П 16 Пасс. отсек [38]
24.08.1981  СССР, Комсомольск-на-Амуре Ан-24, рейс Аэрофлот 811 Самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. 37 Лариса Савицкая П 20 В хвосте [39][40]
2.09.1981  Колумбия, город Пайпа (англ.) Embraer EMB 110 Bandeirante, авиакомпания Taxi Aereo el Venado Из-за перегрузки самолёт не смог набрать необходимую высоту и при совершении левого поворота врезался в холм. 21 Ремберто Апарицио (англ. Remberto Aparicio) П 26 н/д [41]
30.04.1983  США, Джэксонвилл (Флорида) Convair CV-340, Военно-морские силы США Вскоре после взлёта загорелся один из двигателей. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета. Борт развернулся, но упал в воду за 125 метров до начала ВПП. 14 Мелисса Кэлли (англ. Melissa Kelly) П 30 н/д [42]
21.01.1985  США, город Рино (Невада) Lockheed L-188A Electra, рейс 203 (англ.) авиакомпании Galaxy Airlines (США) (англ.) Вскоре после взлёта в самолёте началась сильная вибрация (одной из вероятных причин называют неплотно закрытую дверь). Экипаж ошибся в оценке обстановки и снизил тягу двигателей, решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин. В результате самолёт потерял скорость и упал на кемпинг. Единственного выжившего пассажира вместе с сиденьем выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, что в итоге и спасло ему жизнь. 70 Джордж Ламсон (англ. George Lamson) П 17 н/д [43]
3.01.1987  Кот-д’Ивуар, Абиджан Boeing 707, рейс 797 (англ.) авиакомпании Varig (англ.) Разбился при заходе на аварийную посадку после отказа двигателя. 50 Профессор Неюба Йессох (англ. Prof. Neuba Yessoh) П н/д н/д [44]
16.08.1987  США, аэропорт Детройт Метрополитан (англ.) (Мичиган) McDonnell Douglas DC-9-82, рейс 255 (англ.) авиакомпании Northwest Airlines При взлёте с невыпущенными закрылками и предкрылками с ВПП самолёт потерял скорость и разбился за пределами полосы. Причина катастрофы — ошибка экипажа, не проверившего перед взлётом положение закрылков и предкрылков и также отсутствие электрического напряжения в системе предупреждения о готовности к взлёту, которое было вызвано сознательным отключением электрического предохранителя. 156 (2 на земле) Сесилия Сичан (англ. Cecelia Cichan) П 4 н/д [45]
8.12.1987  Перу, Международный аэропорт Джорджа Чавеса (англ.) в Лиме Fokker F27-400M, Военно-морские силы Перу На самолёте возвращалась в Лиму команда футбольного клуба «Альянса» (игроки, менеджеры, персонал, группа поддержки). При заходе на посадку у самолёта возникли проблемы с выпуском шасси. Однако диспетчеры подтвердили, что шасси выпущены и отправили борт на второй заход для посадки. При подлёте к ВПП самолёт слишком низко опустился, и правым крылом зацепил поверхность океана, перевернулся и разрушился. 42 Лейтенант Эдильберо Виллар (англ. Edilberto Villar) Э[П 5] н/д н/д [46]
5.10.1991  Индонезия, аэропорт Халим Перданакусума (англ.) (Джакарта) Lockheed C-130 Hercules, Воздушные силы Национальной армии Индонезии Самолёт возвращался с празднования Дня вооружённых сил. На борту находились лётчики, принимавшие участие в официальных мероприятиях. По неустановленной (или скрытой) причине самолёт потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда. 135 (2 на земле) Бамбанг Суманди (англ. Bambang Sumadi) П н/д н/д [47]
14.11.1992  Вьетнам, международный аэропорт Камрань Як-40, рейс 474 Вьетнамских авиалиний При заходе на посадку в условиях тропического шторма самолёт отклонился от курса и врезался в вершину горного хребта. Спасателям понадобилось 8 дней, чтобы добраться до обломков. 30 Анета Херфкинс (англ. Annette Herfkens) П 31 н/д [48]
11.01.1995  Колумбия, Боливар McDonnell Douglas DC-9, рейс 256 Колумбийских международных авиалиний (англ.) По неустановленной причине самолёт потерял управление и упал с высоты в 3000 метров. 52 Эрика Дельгадо (англ. Erika Delgado) П 9 н/д [49]
15.12.1997  ОАЭ, Шарджа Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний При заходе на посадку самолёт опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. Причина катастрофы — ошибка пилота. 85 Сергей Петров Э (штурман) 37 Кабина [50][51]
6.03.2003  Алжир, Таманрассет Boeing 737—200, рейс 6289 (англ.) авиакомпании Air Algérie Отказ двигателя при взлёте. 102 Юсеф Джиллали (англ. Youcef Djillali) П 28 н/д [52]
8.07.2003  Судан, Порт-Судан Boeing 737—200, рейс 139 Суданских авиалиний Столкнулся с землёй после ухода на второй круг при аварийной посадке (отказ двигателя). 116 Мухамед эль-Фатех Осман англ. Mohammed el-Fateh Osman П 2 н/д [53][54]
19.01.2006  Сербия, Приштина Ан-24, борт 5605 (англ.) Воздушных сил Словакии Преждевременное снижение высоты пилотом, ошибка в пространственном ориентировании. 42 Лейтенант Мартин Фаркас (англ. Martin Farkaš П н/д н/д [55]
27.08.2006  США, Лексингтон (Кентукки) Bombardier Canadair Regional Jet, рейс 5191 (англ.) авиакомпании Delta Connection При взлёте пилоты перепутали номер ВПП и начали взлёт по более короткой полосе. Длины разбега не хватило, поэтому самолёт выкатился за пределы полосы, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. 49 Джеймс Полехинке (англ. James Polehinke) Э (2-й пилот) н/д Кабина [56][57][58]
9.01.2007  Ирак, город Балад Ан-26, борт ER-26068 (англ.) молдавской авиакомпании AerianTur-M (англ.) Разбился при посадке. Существует несколько версий причин катастрофы, включая плохие погодные условия и террористический акт (сбит ракетой). 34 Абдулькадир Акыз (Abdülkadir Akyüz) П н/д н/д [59][60][61]
8.10.2008  Непал, аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари в городе Лукла De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter, рейс 103 (англ.) непальской авиакомпании Yeti Airlines (англ.) В условиях плохой видимости пилот сбился с курса и самолёт врезался в гору. 18 Сурендра Кунвар (англ. Surendra Kunwar) Э (КВС) н/д Кабина [62]
12.03.2009  Канада, Ньюфаундленд Вертолёт Sikorsky S-92, обслуживавший платформу на нефтяном месторождении Хайберния Во время полёта к нефтяной платформе вертолёт упал в океан. 17 Роберт Декер (Robert Decker) П 28 н/д [63]
30.06.2009  Коморы Airbus А-310-300, рейс IY 626 Падение при заходе на посадку. 152 Бахия Бакари (англ. Bahia Bakari) П 14 н/д [64]
12.05.2010  Ливия, Триполи Airbus A330-200, рейс 771 авиакомпании Afriqiyah Airways Борт разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа. 103 Рубен ван Ассоу (англ. Ruben van Assouw) П 9 н/д
25.08.2010  ДР Конго, Бандунду Let L-420UVP, борт 9Q-CCN (англ.) авиакомпании Filair (англ.) При подлёте к аэродрому врезался в дом. Возможные причины — недостаток топлива или техническая неисправность. 20 н/д П н/д н/д
4.04.2011  ДР Конго, город Киншаса Bombardier CRJ 100, грузинская авиакомпания Georgian Airways по заказу ООН При посадке в сложных метеоусловиях пилот не справился с управлением воздушным судном, в результате самолёт ударился о ВПП, раскололся на две части и загорелся (см. Авиакатастрофа в Киншасе 4 апреля 2011 года). 32 Франсис Муамба (англ. Francis Mwamba) П н/д н/д [65]
7.09.2011  Россия, Ярославль Як-42Д, рейс AKY-9633 Самолёт разбился при взлёте из-за ошибки экипажа. 44 Александр Сизов П[П 6] 52 Справа, последний ряд [66]

Примечания

  1. «П» — пассажир, «Э» — член экипажа.
  2. Возраст указан на момент катастрофы.
  3. 18 месяцев.
  4. По данным в другом языковом разделе выживший Джозеф Гинет был членом экипажа, однако документальных подтверждений найти не удаётся.
  5. Роль Эдильберо Виллара в составе экипажа не установлена.
  6. Вопреки распространённому мнению, Александр Сизов занимал должность не бортинженера, а инженера по эксплуатации. То есть являлся сотрудником наземных служб обслуживания авиалайнеров. Поэтому во время полёта он находился в салоне. В связи с этим, правильнее отнести его к категории пассажиров, а не членов экипажа.

Источники

  1. Единственная выжившая считает, что ей спасли жизнь ремни безопасности (англ.) = Sole crash survivor believes safety belt saved her life // The Pittsburgh Press. — 1936-09-07.
  2. Local tragedies make headlines  (англ.). Inforum (19 December 1999). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 14 января 2013.
  3. Пилот рассказывает историю крушения самолёта: единственный выживший не может объяснить случившиеся (англ.) = PILOT TELLS STORY OF AIRLINER CRASH; Bates, Sole Survivor of Northwest Accident Fatal to 14, Cannot Explain Cause. — The New York Times, 1941-11-03.
  4. Место авиакрушения в котором погиб герцог найдено (англ.) = Survivor of crash killing duke found. — The Palm Beach Post, 1942-08-27.
  5. 6 Americans victim of Air Crash in Peru  (англ.) (January 27, 1943). Проверено 15 января 2013.
  6. Accident description Douglas DC-3A-399  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 14 января 2013.
  7. PanAm accidents (1924-1988)  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 14 января 2013.
  8. Accident description Douglas C-47A-5-DL  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  9. Fog Blamed for plane crash fatal to 21 (September 6, 1946), стр. 6. Проверено 15 января 2013.
  10. Accident description Douglas C-49-DO (DC-3)  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  11. Pilot failure given blame for 2 crashes  (англ.) (January 13, 1947), стр. Cover. Проверено 15 января 2013.
  12. Accident description Curtiss C-46  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  13. Reminded that 'Blood of Martyrs is seed of Church'  (англ.) (April 29, 1947). Проверено 15 января 2013.
  14. Accident description Douglas C-47A-30-DK (DC-3C)  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  15. Crash kills 16 near Lisbon  (англ.) (February 2, 1947). Проверено 15 января 2013.
  16. Accident description Douglas DC-4  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  17. Accident description Lockheed L-049-51-26 Constellation  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  18. Accident description Douglas DC-4-1009  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  19. Accident description Douglas C-47A-25-DK  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  20. Girl only survivor of plane crash; 25 killed  (англ.) (May 25, 1950). Проверено 15 января 2013.
  21. Accident description Douglas C-47A-55-DL  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  22. Accident description Douglas C-47D  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  23. Названы имена погибших в авиакатастрофе (англ.) = Names of air crash victim released // The Lewiston Daily Sun. — 1950-08-01.
  24. Accident description Douglas C-47B-20-DK Dakota C.4  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  25. Происшествие в школе навигации (англ.) = The Navigation School Accident // The Westland Wyvern : Журнал. — 1954-01-15.
  26. Accident description Vickers Valetta T.3  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  27. Accident description Douglas C-47A-75-DL  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  28. Accident description Douglas C-47A-90-DL  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  29. Phil Bradley Marks 50th Anniversary of Piedmont Flight 349 Crash  (англ.). The Crozet Gazette (2001-13-11). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  30. Accident description Martin 2-0-2  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  31. Accident description Lockheed EC-121H Super Constellation  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 15 января 2013.
  32. Accident description Lockheed L-188A Electra  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  33. I miracoli accadono ancora  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  34. Accident description Lockheed L-188A Electra  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  35. Невероятная история спасения в авиакатастрофе. Удивительное.инфо (18 января 2012). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  36. Десять тысяч метров без парашюта (2004). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  37. Accident description Boeing 707-321B  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  38. Accident description DHC-6  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  39. Выжила, чтобы жить // Труд : газета. — 9 августа 2001.
  40. Accident description Antonov 24RV  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  41. Accident description Embraer 110P1 Bandeirante  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  42. Accident description Convair C-131F (CV-340)  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  43. Accident description Lockheed L-188A Electra  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  44. Accident description Boeing 707-379C  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  45. Accident description McDonnell Douglas DC-9-82  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  46. Accident description Fokker F-27 Friendship 400M  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  47. Accident description Lockheed C-130H-30 Hercules  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  48. Accident description Yakovlev 40  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  49. NTSB Aviation Accident. NTSB Identification: DCA95RA013  (англ.). NTSB (1995). — Карточка катастрофы в реестре. Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  50. Черный понедельник 97-го… Тайна гибели в Дубае таджикского рейса 3183, ЦентрАзия (15 декабря 2005). Проверено 17 января 2013.
  51. Accident description Tupolev 154B-1  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  52. Crash de Tamanrasset : 102 morts dont 6 Français  (фр.), Le Nouvel Observateur (11 mars 2003). Проверено 14 января 2013.
  53. Ребенка, единственного выжившего среди пассажиров рухнувшего Boeing, будут лечить в Лондоне, NEWSru.com (11 июля 2003). Проверено 14 января 2013.
  54. Accident description Boeing 737-2J8C  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 14 января 2013.
  55. Accident description Antonov 24B  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  56. Accident description Canadair CL-600-2B19 Regional Jet CRJ-100ER  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  57. Кентукки: выживший в авиакатастрофе выписан из госпиталя, Агентство "АвиаПорт" (5 октября 2006). Проверено 17 января 2013.
  58. Comair Crash Survivor Leaves Hospital  (англ.), CBS News (October 3, 2006). Проверено 18 января 2013.
  59. Accident description Antonov 26B-100  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  60. Иракские боевики утверждают, что сбили молдавский самолет у города Баллад, Агентство "АвиаПорт". Проверено 17 января 2013.
  61. Названа причина катастрофы Ан-26 в Ираке, Агентство "АвиаПорт" (10 января 2007). Проверено 17 января 2013.
  62. Accident description de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter 300  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2013. Проверено 17 января 2013.
  63. Канадская полиция нашла тела всех погибших в вертолетной катастрофе, Lenta.ru (17 марта 2009). Проверено 17 января 2013.
  64. Girl survives Yemen plane crash. BBC News (1 July 2009). Архивировано из первоисточника 3 апреля 2012.
  65. Африканский журналист выжил в авиакатастрофе грузинского самолета в Конго, Utro.ru (6 апреля 2011). Проверено 17 января 2013.
  66. Александр Сизов больше не хочет летать, "Голос России" (28 октября 2011). Проверено 17 января 2013.

Список единственных выживших в авиакатастрофах.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52