Авиационные катастрофы часто сопровождаются гибелью находящихся на борту или земле людей. Наибольшее число человеческих жертв бывает в результате происшествий происходящих на большой высоте или при столкновении с другими объектами. Однако в истории авиации случались серьёзные авиакатастрофы, в которых только одному человеку удавалось остаться в живых из всех находящихся на борту пассажиров и членов экипажа.
В список включено 48 авиационных катастроф произошедших с 1936 года по настоящее время, в каждой из которых выжил только один человек из находившихся на борту. Общее количество погибших в этих происшествиях — 2144 человека. В большинстве случаев возраст выживших не превышает 30 лет, а одиннадцати людям на момент событий было менее 18 лет. При этом из 48 оставшихся в живых только 8 человек были членами экипажа. Наиболее удачливой можно считать четырёхлетнюю Сесилию Сичан, которой удалось выжить в крушении McDonnell Douglas DC-9-82 произошедшим 16 августа 1989 года в США и унёсшим 156 жизней (наибольшее число жертв в этом списке). При этом в Книгу рекордов Гиннесса была включена Лариса Савицкая как выжившая после падения с максимальной высоты (5100 метров) и получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба (75 руб в деньгах 1981-1982 годов). Женщине удалось остаться живой после столкновения в воздухе.
Стоит отметить, что в список не включались случаи, когда выжившие после крушения умирали впоследствии от полученных травм в больницах.
Дата | Место катастрофы | Тип самолёта, рейс | Описание катастрофы | Жертв | Имя выжившего | Роль на борту[П 1] | Возраст[П 2] | Место в самолёте | Ист. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5.09.1936 | США, Международный аэропорт Питтсбурга (англ.) | Тип самолёта неизвестен, авиакомпания Pittsburgh Skyways | Падение во время обзорного полёта. | 10 | Линда Макдональд | П | 17 | н/д | [1] |
30.10.1941 | США, город Мурхед (штат Миннесота) | Тип самолёта неизвестен (почтовый), авиакомпания Northwest Airlines | Упал из-за образования наледи на крыльях с высоты в 200—300 метров. | 14 | Кларенс Бейтс (англ. Clarence Bates) | Э (пилот) |
н/д | Кабина | [2][3] |
25.08.1942 | Шотландия | Short S.25 Sunderland («летающая лодка»), Королевские ВВС Великобритании | Борт разбился при невыясненных обстоятельствах. В катастрофе погиб член королевской семьи, с которым связывают одну из версий причин крушения. | 14 | Эндрю Джек (англ. Lt Andrew Jack) | П | 24 | н/д | [4] |
22.01.1943 | Перу, провинция Каравели (район Чаппара) | Douglas DC-3, рейс 9 авиакомпании Панагра | Самолёт столкнулся с горой на высоте в 4 тысячи метров. Причина в отсутствии достаточного уровня диспетчерской поддержки. | 6 | Джон Ховард (англ. John Alfred Howard | П | 26 | н/д | [5][6][7] |
14.06.1943 | Австралия, город Маккай | Boeing B-17C («Летающая крепость»), Военно-воздушные силы США | Самолёт взлетел во время утреннего тумана и после непродолжительного полёта на небольшой высоте упал на землю. Причины катастрофы не установлены (см. Авиакатастрофа Boeing B-17C ВВС США 14 июня 1943 года (англ.)). | 40 | Фой Кеннет Робертс (англ. Foye Kenneth Roberts) | П | 22 | н/д | — |
5.09.1946 | США, округ Элко (Невада) | Douglas DC-3, авиакомпания Trans-Luxury Airlines | При подлёте к аэродрому назначения столкнулся с землёй. Вероятная причина — ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. | 20 | Питер Линк (англ. Peter Link) | П | 2 | Сидел на руках матери | [8][9] |
12.01.1947 | США, город Гэлакс (англ.) | Douglas DC-3, рейс 665 авиакомпании Eastern Air Lines (англ.) | Врезался в холм. Причина катастрофы не установлена, предположительно — ошибка пилота. | 18 | Уильям Кейс (англ. William Ellis Keyes, Jr.) | П | 25 | н/д | [10][11] |
28.01.1947 | КНР, город Ухань | Curtiss-Wright C-46 Commando, Национальная китайская авиационная корпорация (англ.) | Самолёт разбился спустя 30 минут после вылета из Ухани. Причины не установлены (или скрыты). | 25 | Поль Вик (англ. Paul Ashton Vick) | П | 1,5[П 3] | н/д | [12][13] |
1.02.1947 | Португалия, в 21 км севернее Лиссабона | Douglas DC-3, авиакомпания Air France | Причины и обстоятельства катастрофы не установлены. | 15 | Евгений Леонард (англ. Eugene Leonard) | П | 38 | н/д | [14][15] |
10.03.1948 | США, Чикаго | Douglas DC-4, рейс 705 авиакомпании Delta Air Lines | Вскоре после взлёта (курс на Майами), на высоте 60-100 метров, самолёт стал резко задирать нос, пока не стал в почти вертикальное положение. Затем набрав высоту до 250 метров перешёл в сваливание на правое крыло и в итоге носовой частью врезался в землю. Точные причины потери продольного управления самолётом не установлены. | 12 | Триполина Мэо (англ. Tripolina Meo) | П | 33 | н/д | [16] |
15.04.1948 | Ирландия, вблизи международного аэропорта «Шаннон» | Lockheed L-049 Constellation, рейс 1-10 (англ.) авиакомпании PanAm | Рейс 1-10 совершал кругосветное путешествие из Сан-Франциско в Нью-Йорк, с промежуточными посадками в различных городах (например, Дамаск, Брюссель, Стамбул). При посадке в Брюсселе погасла люминесцентная лампа освещения кабины, из-за чего в темноте экипаж не мог пользоваться картами и сажал борт ориентируясь по земле и приборам. После посадки лампа снова заработала, поэтому самолёт отправился в Лондон. Вскоре лампа опять погасла, но в Лондоне нужных комплектующих не оказалось. Поэтому самолёт вылетел в Шаннон в полночь без лампы. Через 1,5 часа самолёт начал посадку в Шанноне, но снизившись раньше начала ВПП задел шасси каменный забор и разрушился. | 30 | Марк Вёрст (англ. Mark Worst) | П | н/д | н/д | [17] |
12.05.1948 | ДР Конго | Douglas DC-4, государственная авиакомпания Бельгии | На высоте около 220 метров попал в центр грозового фронта из-за чего самолёт начал резко терять высоту и упал в лес. | 31 | Мутафиш (англ. Moutafis | П | н/д | н/д | [18] |
20.11.1949 | Норвегия, коммуна Хурум | Douglas DC-3, авиакомпания Aero Holland (англ.) | Авиакатастрофа произошла из-за сложных метеусловий, преодолеть которые экипаж оказался не в состоянии. Самолёт упал в лес. Из 30 пассажиров 26 были детьми (см. Авиакатастрофа Douglas DC-3 в Хуруме 20 ноября 1949 года (англ.)). | 34 | Исаак Алляль (англ. Isaac Allal) | П | 12 | н/д | [19] |
24.05.1950 | Колумбия, город Пасто | Douglas C-47 Skytrain, перуанская авиакомпания LANSA | По неустановленной причине разрушился в воздухе, возле вулкана Галерас. | 25 | Ольга Рада (англ. Olga Rada) | П | 10 | н/д | [20][21] |
27.07.1950 | Япония, 130 километров от Токио (Тихий океан) | Douglas C-47 Skytrain, ВВС США | Через 20 минут после взлёта борт упал в Тихий океан. Обломки опустились на глубину свыше 1500 метров. Причины катастрофы не установлены. | 25 | Сержант Хару Сазаки (англ. Haru Sazaki) | П | 23 | н/д | [22][23] |
30.08.1950 | Индонезия, остров Джемаджа | Douglas C-47 Skytrain, Королевские ВВС Великобритании | Следуя по маршруту из Сингапура в Гонконг, по неустановленной причине самолёт упал в Южно-Китайское море. | 9 | Майор Дэвид Лоутер (англ. David Lowther) | н/д | н/д | н/д | [24] |
6.01.1954 | Великобритания, деревня Олдбри (англ.) (графство Хартфордшир) | Vickers Valetta T.3 (англ.), Королевские ВВС Великобритании | Через четыре минуты после взлёта во время снежной бури самолёт потерял высоту и врезался в деревья. Причина катастрофы не установлена, одна из наиболее вероятных — ошибка пилота (см. Авиакатастрофа Vickers Valetta T.3 ВВС Великобритании 6 января 1954 года (англ.)). | 16 | Сержант P.D. Cliff | П | н/д | н/д | [25][26] |
17.03.1957 | Филиппины, остров Себу | Douglas C-47 Skytrain, ВВС Филиппин (президентский борт) | Самолёт с 7-м президентом Филиппин Рамоном Магсайсаем поднялся в воздух поздно ночью, в отличных погодных условиях. Спустя 40 минут он врезался в гору, разрушился и загорелся. Официальное расследование установило, что причиной крушения стал недостаточный набор высоты из-за возникшей неисправности в системе электропитания на борту. Президент Рамон Магсайсай погиб (см. Авиакатастрофа Douglas C-47 ВВС Филиппин 17 марта 1957 года (англ.)). | 25 | Нестор Мата (англ. Néstor Mata) | П | 31 | В хвосте | [27] |
30.10.1959 | США, статистически обособленная местность Крозет (Вирджиния) | Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines | Из-за ошибки экипажа самолёт врезался в 950-метровую гору (Bucks Elbow Mountain (англ.)) на 100 метров ниже её пика. Выжившего Фила Брэдли во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристёгнутый ремнём безопасности. | 26 | Фил Брэдли (англ. Phil Bradley) | П | н/д | н/д | [28][29] |
1.12.1959 | США, Вильямспорт (Пенсильвания) | Martin 2-0-2 (англ.), рейс 371 авиакомпании Allegheny Airlines (англ.) | При заходе на посадку экипаж сбился с курса и самолёт врезался в гору. | 25 | Льюис Матараззо (англ. Louis Matarazzo) | П | н/д | н/д | [30] |
25.04.1967 | США, остров Нантакет (Атлантический океан) | Lockheed EC-121H Super Constellation (англ.), ВВС США | Спустя 8 минут после взлёта экипаж сообщает о пожаре в третьем двигателе и просит экстренную посадку на острове Нантакет. Однако самолёт не долетает до полосы и падает в океан в нескольких километрах от острова. | 15 | Лейтенант Джозеф Гинет (англ. Joseph "Leo" Guenet) | Э[П 4] | 29 | н/д | [31] |
9.08.1970 | Перу, город Куско | Lockheed L-188 Electra, рейс 502 (англ.) авиакомпании LANSA (англ.) (Перу) | Во время разбега самолёта по ВПП третий двигатель заглох и загорелся. Lockheed взлетел на трёх других двигателях, но пилоты запросили экстренную посадку и начали разворот. Самолёт резко накренился влево (35-40 градусов), после чего начал терять высоту, врезался в землю и загорелся. Причина катастрофы: перегруз, ошибка пилотов, ненадлежащее тех.обслуживание. | 101 (2 на земле) | Жуан Лу (англ. Juan Loo) | Э (пилот) | 26 | Кабина | [32] |
24.12.1971 | Перу, регион Арекипа | Lockheed L-188 Electra, рейс 508 авиакомпании LANSA (Перу) | Через несколько минут после взлёта самолёт попал в зону сильной турбулентности, а спустя 20 минут в него попала молния. Борт начала разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал в глубь тропического леса. Получив перелом ключицы, выжившая пассажирка через 9 дней самостоятельно вышла к людям. По мотивам этой трагедии снят фильм «Чудеса ещё случаются»[33]. | 91 | Джулиана Кёпке (англ. Juliane Koepcke) | П | 17 | н/д | [34][35] |
26.01.1972 | Чехословакия, рядом с деревней Сербска Каменице | Douglas DC-9, рейс JAT 364 | На высоте 10 160 м самолёт взорвался по не установленной причине. | н/д | Весна Вулович (англ. Vesna Vulovic) | Э (стюард.) |
22 | В средней секции самолёта | [36] |
22.07.1973 | Французская Полинезия, Таити, город Папеэте | Boeing 707-321B, рейс 816 (англ.) авиакомпании PanAm | Взлетев с аэродрома самолёт поднялся до 100 метров, а затем резко стал заваливаться влево и упал в Тихий океан, погрузившись на глубину около 700 метров. Бортовые самописцы найдены не были. Причины катастрофы не установлены. | 78 | Неил Кэмпбелл (англ. Neil James Campbell) | П | н/д | В средней части (эконом-класс) | [37] |
30.05.1979 | США, город Рокланд (англ.) (Мэн) | De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter, рейс 46 (англ.) авиакомпании Downeast Airlines (англ.) | По неустановленной причине при посадке самолёт зацепил деревья и разбился. | 17 | Джон МакКаферти (англ. John McCafferty) | П | 16 | Пасс. отсек | [38] |
24.08.1981 | СССР, Комсомольск-на-Амуре | Ан-24, рейс Аэрофлот 811 | Самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. | 37 | Лариса Савицкая | П | 20 | В хвосте | [39][40] |
2.09.1981 | Колумбия, город Пайпа (англ.) | Embraer EMB 110 Bandeirante, авиакомпания Taxi Aereo el Venado | Из-за перегрузки самолёт не смог набрать необходимую высоту и при совершении левого поворота врезался в холм. | 21 | Ремберто Апарицио (англ. Remberto Aparicio) | П | 26 | н/д | [41] |
30.04.1983 | США, Джэксонвилл (Флорида) | Convair CV-340, Военно-морские силы США | Вскоре после взлёта загорелся один из двигателей. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета. Борт развернулся, но упал в воду за 125 метров до начала ВПП. | 14 | Мелисса Кэлли (англ. Melissa Kelly) | П | 30 | н/д | [42] |
21.01.1985 | США, город Рино (Невада) | Lockheed L-188A Electra, рейс 203 (англ.) авиакомпании Galaxy Airlines (США) (англ.) | Вскоре после взлёта в самолёте началась сильная вибрация (одной из вероятных причин называют неплотно закрытую дверь). Экипаж ошибся в оценке обстановки и снизил тягу двигателей, решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин. В результате самолёт потерял скорость и упал на кемпинг. Единственного выжившего пассажира вместе с сиденьем выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, что в итоге и спасло ему жизнь. | 70 | Джордж Ламсон (англ. George Lamson) | П | 17 | н/д | [43] |
3.01.1987 | Кот-д’Ивуар, Абиджан | Boeing 707, рейс 797 (англ.) авиакомпании Varig (англ.) | Разбился при заходе на аварийную посадку после отказа двигателя. | 50 | Профессор Неюба Йессох (англ. Prof. Neuba Yessoh) | П | н/д | н/д | [44] |
16.08.1987 | США, аэропорт Детройт Метрополитан (англ.) (Мичиган) | McDonnell Douglas DC-9-82, рейс 255 (англ.) авиакомпании Northwest Airlines | При взлёте с невыпущенными закрылками и предкрылками с ВПП самолёт потерял скорость и разбился за пределами полосы. Причина катастрофы — ошибка экипажа, не проверившего перед взлётом положение закрылков и предкрылков и также отсутствие электрического напряжения в системе предупреждения о готовности к взлёту, которое было вызвано сознательным отключением электрического предохранителя. | 156 (2 на земле) | Сесилия Сичан (англ. Cecelia Cichan) | П | 4 | н/д | [45] |
8.12.1987 | Перу, Международный аэропорт Джорджа Чавеса (англ.) в Лиме | Fokker F27-400M, Военно-морские силы Перу | На самолёте возвращалась в Лиму команда футбольного клуба «Альянса» (игроки, менеджеры, персонал, группа поддержки). При заходе на посадку у самолёта возникли проблемы с выпуском шасси. Однако диспетчеры подтвердили, что шасси выпущены и отправили борт на второй заход для посадки. При подлёте к ВПП самолёт слишком низко опустился, и правым крылом зацепил поверхность океана, перевернулся и разрушился. | 42 | Лейтенант Эдильберо Виллар (англ. Edilberto Villar) | Э[П 5] | н/д | н/д | [46] |
5.10.1991 | Индонезия, аэропорт Халим Перданакусума (англ.) (Джакарта) | Lockheed C-130 Hercules, Воздушные силы Национальной армии Индонезии | Самолёт возвращался с празднования Дня вооружённых сил. На борту находились лётчики, принимавшие участие в официальных мероприятиях. По неустановленной (или скрытой) причине самолёт потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда. | 135 (2 на земле) | Бамбанг Суманди (англ. Bambang Sumadi) | П | н/д | н/д | [47] |
14.11.1992 | Вьетнам, международный аэропорт Камрань | Як-40, рейс 474 Вьетнамских авиалиний | При заходе на посадку в условиях тропического шторма самолёт отклонился от курса и врезался в вершину горного хребта. Спасателям понадобилось 8 дней, чтобы добраться до обломков. | 30 | Анета Херфкинс (англ. Annette Herfkens) | П | 31 | н/д | [48] |
11.01.1995 | Колумбия, Боливар | McDonnell Douglas DC-9, рейс 256 Колумбийских международных авиалиний (англ.) | По неустановленной причине самолёт потерял управление и упал с высоты в 3000 метров. | 52 | Эрика Дельгадо (англ. Erika Delgado) | П | 9 | н/д | [49] |
15.12.1997 | ОАЭ, Шарджа | Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний | При заходе на посадку самолёт опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. Причина катастрофы — ошибка пилота. | 85 | Сергей Петров | Э (штурман) | 37 | Кабина | [50][51] |
6.03.2003 | Алжир, Таманрассет | Boeing 737—200, рейс 6289 (англ.) авиакомпании Air Algérie | Отказ двигателя при взлёте. | 102 | Юсеф Джиллали (англ. Youcef Djillali) | П | 28 | н/д | [52] |
8.07.2003 | Судан, Порт-Судан | Boeing 737—200, рейс 139 Суданских авиалиний | Столкнулся с землёй после ухода на второй круг при аварийной посадке (отказ двигателя). | 116 | Мухамед эль-Фатех Осман англ. Mohammed el-Fateh Osman | П | 2 | н/д | [53][54] |
19.01.2006 | Сербия, Приштина | Ан-24, борт 5605 (англ.) Воздушных сил Словакии | Преждевременное снижение высоты пилотом, ошибка в пространственном ориентировании. | 42 | Лейтенант Мартин Фаркас (англ. Martin Farkaš | П | н/д | н/д | [55] |
27.08.2006 | США, Лексингтон (Кентукки) | Bombardier Canadair Regional Jet, рейс 5191 (англ.) авиакомпании Delta Connection | При взлёте пилоты перепутали номер ВПП и начали взлёт по более короткой полосе. Длины разбега не хватило, поэтому самолёт выкатился за пределы полосы, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. | 49 | Джеймс Полехинке (англ. James Polehinke) | Э (2-й пилот) | н/д | Кабина | [56][57][58] |
9.01.2007 | Ирак, город Балад | Ан-26, борт ER-26068 (англ.) молдавской авиакомпании AerianTur-M (англ.) | Разбился при посадке. Существует несколько версий причин катастрофы, включая плохие погодные условия и террористический акт (сбит ракетой). | 34 | Абдулькадир Акыз (Abdülkadir Akyüz) | П | н/д | н/д | [59][60][61] |
8.10.2008 | Непал, аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари в городе Лукла | De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter, рейс 103 (англ.) непальской авиакомпании Yeti Airlines (англ.) | В условиях плохой видимости пилот сбился с курса и самолёт врезался в гору. | 18 | Сурендра Кунвар (англ. Surendra Kunwar) | Э (КВС) | н/д | Кабина | [62] |
12.03.2009 | Канада, Ньюфаундленд | Вертолёт Sikorsky S-92, обслуживавший платформу на нефтяном месторождении Хайберния | Во время полёта к нефтяной платформе вертолёт упал в океан. | 17 | Роберт Декер (Robert Decker) | П | 28 | н/д | [63] |
30.06.2009 | Коморы | Airbus А-310-300, рейс IY 626 | Падение при заходе на посадку. | 152 | Бахия Бакари (англ. Bahia Bakari) | П | 14 | н/д | [64] |
12.05.2010 | Ливия, Триполи | Airbus A330-200, рейс 771 авиакомпании Afriqiyah Airways | Борт разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа. | 103 | Рубен ван Ассоу (англ. Ruben van Assouw) | П | 9 | н/д | — |
25.08.2010 | ДР Конго, Бандунду | Let L-420UVP, борт 9Q-CCN (англ.) авиакомпании Filair (англ.) | При подлёте к аэродрому врезался в дом. Возможные причины — недостаток топлива или техническая неисправность. | 20 | н/д | П | н/д | н/д | — |
4.04.2011 | ДР Конго, город Киншаса | Bombardier CRJ 100, грузинская авиакомпания Georgian Airways по заказу ООН | При посадке в сложных метеоусловиях пилот не справился с управлением воздушным судном, в результате самолёт ударился о ВПП, раскололся на две части и загорелся (см. Авиакатастрофа в Киншасе 4 апреля 2011 года). | 32 | Франсис Муамба (англ. Francis Mwamba) | П | н/д | н/д | [65] |
7.09.2011 | Россия, Ярославль | Як-42Д, рейс AKY-9633 | Самолёт разбился при взлёте из-за ошибки экипажа. | 44 | Александр Сизов | П[П 6] | 52 | Справа, последний ряд | [66] |
Список единственных выживших в авиакатастрофах.