Туапсе — Адлер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Адлер — Альпика-Сервис | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Со́чинские эле́ктропоезда — один из самых быстрых видов городского общественного транспорта города Сочи и его агломерации.
Содержание |
Электропоезда пригородно-городского сообщения используют железную дорогу международного значения и выполняют рейсы между главными вокзалами Сочи (Сочи и Адлер), аэропортом, а также близлежащими городами и посёлками. Магистраль, электрифицированная постоянным током, соединяет все 4 административных района города-курорта Сочи одной линией длиной 105 км с ответвлениями на аэропорт «Сочи» и Красную Поляну. На большей протяжённости она является двухпутной, к 2013 году линию от Туапсе до Адлера планируется сделать двухпутной полностью[1]. На территории города находится 29 пассажирских платформ и 11 станций, из которых только 5 станций (Адлер, Сочи, Хоста, Лоо, Лазаревская) считаются вокзалами, так как на них останавливаются все поезда, за исключением фирменного 101/102-го поезда, который проходит Лоо и Хосту без остановок.
Расстояние от Сочи до Туапсе обычный электропоезд преодолевает в среднем за 2,5 часа, электропоезд повышенной комфортности — за 2 часа.
Железнодорожная линия аэроэкспресса рассчитана на перевозку более 86 тыс. человек в сутки, или 60% всех авиапассажиров, направляющихся на объекты Олимпиады. Ветка от Адлера до аэропорта длиной 2,8 км проходит в районе плотной городской застройки и пересекает возвышенность. Для преодоления неровностей земной поверхности построено 2 тоннеля (164 м и 368 м) и 3 эстакады (общей длиной 750 м), а также мост через реку Большая Херота (44 м).
Доставка пассажиров до начала поставок скоростных электропоездов повышенной комфортности «Ласточка (Дезиро)» осуществляется 6-вагонным составом ЭД4М №1028[2] 4 раза в сутки. К началу Олимпийских игр должно открыться движение по графику, согласованному с учётом движения воздушных судов.
Стоимость проезда в вагонах бизнес-класса составляет 350 рублей, в стандартном классе — 200 рублей, поездка в пригородных вагонах между Сочи и Адлером — 50 рублей. Длительность поездки от станции Сочи до аэропорта — около 50 минут[3].
Согласно планам РЖД, начало пробного движения аэроэкспрессов было запланировано на декабрь 2011 года[4]. Фактический запуск состоялся 15 февраля 2012 года[5][6][7].
На участке железной дороги от Туапсе до Адлера, идущей в основном вдоль берега моря, изначально было построено 10 однопутных железнодорожных тоннелей. В процессе эксплуатации постоянно велась текущая реконструкция дороги, что стимулировали частые оползни и обвалы грунта — склоны гор подрезались, дорога спрямлялась и делались небольшие двухпутные вставки. Два тоннеля при этом были срыты.
В настоящее время на участке от Туапсе до Адлера эксплуатируются 8 железнодорожных тоннелей.
В связи с реконструкцией дороги и превращение её к 2014 году в двухпутную современную магистраль ставится вопрос о реконструкции тоннелей. Также в некоторых местах будут возводиться параллельные тоннели для второго пути (у железнодорожников принято для параллельных тоннелей сохранять их номер или название, добавляют только обозначение пути — чётного или нечётного, идущего через соответствующий тоннель. На двухпутных участках Туапсе—Адлер установлено: нечётный путь расположен ближе к морю, поезда по нему следуют на юг к Адлеру; чётный путь — тот, который со стороны суши, с движением от Адлера на север).
Тоннели, перечисленные ниже, указаны в порядке, как они встречаются при следовании из Туапсе в Адлер. Указаны километровый пикет (соответствует расстоянию от Москвы через Белореченскую), а также местоположение его между соседними платформами.
В связи с проведением Зимних Олимпийских игр 2014 года для доставки зрителей и участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности идёт строительство совмещённой автомобильно-железнодорожной трассы Адлер—«Альпика-Сервис».
Железнодорожная линия от станции Адлер до новой станции Аэропорт у аэропорта «Сочи»[11] и до посёлка Эсто-Садок проходит из Адлерского района Сочи по существующей и вновь сооружаемой железным дорогам, затем вдоль реки Мзымты и соединит Олимпийский парк в Нижне-Имеретинской долине, район Адлер, Международный аэропорт Сочи, олимпийские объекты и горную олимпийскую деревню в Красной Поляне и Грушевой Поляне.
Автомобильно-железнодорожная трасса является самым сложным инфраструктурным объектом Олимпиады и имеет пропускную способность до 8,5 тыс. пассажиров в час по железной дороге и до 11,5 тыс. в час по автодороге. в рамках проекта будет построено 48 км электрифицированной однопутной железной дороги с двухпутными вставками и двумя новыми станциями Эсто-Садок и Альпика-Сервис; 46,5 км автомобильной дороги II и III третьей категории с многоуровневой транспортной развязкой с федеральной автодорогой М-27 на ПК0 и 5-ю развязками с мостами через реку Мзымта, соединяющими проектируемую автодорогу с действующей дорогой А-148. Проект предусматривает сооружение 6-ти тоннельных комплексов общей длиной 26,5 км (ж.д. – 10,3 км, авто - 6,7 км, штольни – 9,5 км) и 35 км мостов и эстакад, 5 автодорожных развязок с существующей автодорогами (М-27 и А -148).[12].
Минусом Сочинских электропоездов как городского транспорта Сочи является небольшое количество рейсов в день[16]. Это обстоятельство усложняет ежедневные перевозки пассажиров (дом — работа — дом) между районами города.
Весь существующий подвижной состав приписан к депо Белореченская (ТЧ-29) Северо-Кавказской железной дороги (в 2009 году с переводом парка электропоезда переданы из Туапсинского локомотивного депо (ТЧ-16), но продолжают там базироваться) и состоит из вагонов 1964—2011 годов выпуска, произведённых Рижским вагоностроительным заводом (ЭР2 — 5 составов, ЭР2К — 4 состава, ЭМ2 — 3 состава (переданы из депо Санкт-Петербург-Московское в мае 2010 года)) и Демиховским машиностроительным заводом (ЭД4 — 1 состав, ЭД4М — 7 составов, ЭД4МК — 2 состава)[17].
2 февраля 2009 года был проведён открытый конкурс на право заключения договора на разработку и поставку 54 электропоездов для Юга России, в том числе для Олимпиады в Сочи. По техническому заданию, электропоезда должны быть рассчитаны на максимальную эксплуатационную скорость 160 км/ч, работать на постоянном и переменном токе со сроком службы 40 лет или 7 млн км пробега с даты поставки. Вместимость поезда — до 1000 человек, внутренняя планировка должна обеспечивать высокий уровень комфорта для пассажиров, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями.
Победителем конкурса был объявлен канадский концерн «Bombardier» с поездом Spacium[18]. Состав был представлен 7 февраля 2009 года на заводе в Крепене на севере Франции[19]. Подобные составы под названием «Francilien» были пущены в конце 2009 года в качестве пригородных поездов региона Иль-де-Франс.
Однако, 30 июля 2009 года был подписан другой контракт — на этот раз с фирмой «Siemens»[20]. Представитель российского офиса фирмы заявил, что «Siemens» предложил «значительно отличающуюся в сторону уменьшения сумму» и в Сочи будут поставлены поезда Siemens Desiro — пригородные электропоезда, развивающие скорость до 160 км/ч. Их стоимость он назвать не смог, но уверен, что РЖД остановила выбор на его компании благодаря поставке высокоскоростного поезда «Сапсан» (Siemens Velaro), который перевозит пассажиров по маршруту Москва — Санкт-Петербург. К 2014 году 38 пятивагонных составов, названных «Ласточка»[21], построят в Германии, ещё 16 — в России[22]. Поставка этих электропоездов обойдётся ОАО «РЖД» в 410 млн. евро. О стоимости локализации производства пока не сообщается.
Характеристика | ЭР-2 | ЭД-4 | Bombardier Spacium | Siemens Desiro RUS («Ласточка») |
---|---|---|---|---|
Длина поезда | 201,81 м | 220,81 м | 125,7 м | 126,462 м |
Основная составность | 10 вагонов | 10 вагонов | 9 вагонов | 5 вагонов |
Длина головного вагона | 19600 мм | 21500 мм | 16530 мм | 26000 мм |
Длина среднего вагона | 19600 мм | 21500 мм | 13240 мм | 24800 мм |
Расстояние между тележками | 13300 мм | 15000 мм | 13240 мм | 18000 мм |
Ширина вагона | 3480 мм | 3522 мм | 3520 мм | 3480 мм |
Высота вагона | 5086 мм | 4253 мм | 4500 мм | 4100 мм |
Количество дверей с каждой стороны вагона | 2 | 2 | 1 | 2 |
Ширина дверей | 1180 мм | 1250 мм | 1300 мм | 1300 мм |
Высота пола | 1405 мм | 1400 мм | 1300 мм | 1400 мм |
Установленная мощность | 4000 кВт | 4700 кВт | 4200 кВт | 2550 кВт |
Максимальная скорость | 130 км/ч | 130 км/ч | 160 км/ч | 160 км/ч |
Максимальное ускорение | 0,6 м/с2 | 0,67 м/с2 | 0,87 м/с2 | 1,1 м/с2 |
Колея рельсового пути | 1520 мм | 1520 мм | 1520 мм | 1520 мм |
Максимальная нагрузка на ось | 20,3 т | 21,5 т | 21,5 т | 19 т |
Масса тары поезда | 484 т | 500,3 т | 270 т | 260 т |
Количество сидячих мест в поезде: | до 1050 человек | 1088 человек | до 534 человек | 466 человек |
Стоячие пассажиры (4 чел./м2) | до 450 человек | до 592 человек | до 597 человек | 379 человек |
Общая пассажировместимость поезда | до 1600 человек | до 1680 человек | до 1036 человек | 845 человек |
Тип электропитания | =3 кВ | =3 кВ | =3 кВ, ~25 кВ | =3 кВ, ~25 кВ |
Городские поезда России | |
---|---|
Действующие | аэроэкспресс Москвы, Сочи, Владивостока | Владивосток | Волгоград | Екатеринбург | Железногорск | Новомосковск | Пермь | Сочи | Челябинск |
Планируемые | аэроэкспресс Санкт-Петербурга, Казани, Иркутска, Волгограда, Краснодара, Калининграда | Красноярск | Москва (МКМЖД) | Уфа |
Это заготовка статьи о Сочи. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Сочинские электропоезда.