Социально-психологический тренинг (СПТ)- активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг- средство развития компетентности в общении.[1]
Метод «социально-психологического тренинга» был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.[2] В России практику социально-психологического тренинга начала вести Петровская Л. А., которая в 1982 году ввела это понятие. В 1989 году ею был разработан перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.
Задачи СПТ:
развитие специальных умений.
приобретение диагностических знаний и умений.
самодиагностика участниками этого тренинга особенностей восприятия себя, партнера по общению и всей ситуации общения.
личностное развитие.
А также задачи развития перцептивной, коммуникативной и интерактивной аспектов коммуникативной компетентности.
Таким образом, социально-психологический тренинг можно определить, как область практической психологии, которая ориентированна на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.[3]
К ним относят социально-психологический тренинг поведения, который основывается на бихевиреальной традиции и рассматривает человека как предмет манипулирования. Цель этого подхода- овладение эффективными моделями поведения. Главное- это изменение поведения человека, а результат этого изменения- усвоенные навыки и опыт.
К таким тренингам относят:
тренинг стратегии решения конфликта
тренинг для управляющих
тренинг делового общения
тренинг социальных навыков и др.
Личностно-ориентированные тренинги
К ним относят группы личностного роста, где главные цели- это самораскрытие и получение знаний о собственной личности. В данном походе подчеркивается равенство психологических позиции тренера с участниками тренинга.
Примерами тренингов в рамках данного подхода являются:
группы встреч
экзистенциальные группы
психодинамические группы и др.
Методы социально-психологического тренинга
Для всего многообразия методов СПТ выделяются общие черты[4]:
Ориентация на широкое использование полученных навыков в ходе группового взаимодействия.
Принцип активности членов социально-психологического тренинга через включение в тренинг элементов исследования. Обучающиеся сами активно участвуют в выработке и получении знаний.
Методы социально-психологического тренинга предполагают вариант обучения на моделях
свободное ведение группы. Вмешательство тренера при этой стратегии минимально и сводится к активному слушанию участников тренинга и малочисленным комментариям.
программированное ведение группы. Тренер ведет групповую работу, ориентируясь на определенный план цикла занятия с темами и соответствующими упражнениями.
компромиссная форма ведения группы. Сочетание тренером программированности с отступлениями в сторону свободного стиля ведения группы. Данная стратегия является основной при проведении СПТ.
Принципы общения в СПТ
Общение по принципу «здесь и сейчас». Обсуждение группой единичного случая пребывания в группе или психологической реальности конкретного человека в настоящее время. Уход от общих абстрактных рассуждений в сторону конкретных фактов.
Принцип персонификации высказываний. Отказ участников тренинга от безличных форм высказываний, замена безличных суждений выражениями «я считаю», «я думаю» и т. п. Этим достигается конкретизация дискуссии, которая позволяет проводить аналитическую работу в группе.
Принцип акцентирования языка чувств. Данный принцип подчеркивает важность эмоциональной составляющей общения. В процессе тренинга необходимо акцентировать внимание участников на их эмоциональных состояниях и на том, как они это выражают с помощью языковых средств.
Принцип активности. Активное взаимодействие внутри тренинговой группы и включённость каждого члена группы в анализ группового процесса и другого участника.
Принцип доверительного общения. Доверительная атмосфера в группе и открытость являются залогом искренней обратной связи и богатого материала для нее.
Принцип кофиденциальности. Тренер устанавливает правило не выносить содержание общения за пределы тренинговой группы. Это будет способствовать созданию доверительных отношений в группе, предотвращать потенциальный ущерб участникам, позволит группе свободно развивать дискуссию.
Контингент участников
Контингент участников включает в себя две основных группы людей:
Представители коммуникативных профессий — руководители и менеджеры разных уровней, преподаватели, психологи, врачи и социальные работники, спортивные тренера и другие.
Люди, имеющие трудности в общении в различных сферах жизни.
Примечания
↑Петровская Л. А. «Общение — компетентность — тренинг: избранные труды», М.: Смысл, 2007
↑Vorwerg, Manfred — (* 1933 — † 1989) 1958—1961 Aspirant u. 1974—1989 Prof. am Inst. für Psychologie an d. Univ. Leipzig