Тренинг ораторского мастерства упражнения, тренинг 2.ком, тренинг шафрановой

Перейти к: навигация, поиск

Социально-психологический тренинг (СПТ)- активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг- средство развития компетентности в общении.[1]

Метод «социально-психологического тренинга» был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.[2] В России практику социально-психологического тренинга начала вести Петровская Л. А., которая в 1982 году ввела это понятие. В 1989 году ею был разработан перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.

Задачи СПТ:

  • развитие специальных умений.
  • приобретение диагностических знаний и умений.
  • самодиагностика участниками этого тренинга особенностей восприятия себя, партнера по общению и всей ситуации общения.
  • личностное развитие.

А также задачи развития перцептивной, коммуникативной и интерактивной аспектов коммуникативной компетентности.

Таким образом, социально-психологический тренинг можно определить, как область практической психологии, которая ориентированна на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.[3]

Типы и виды социально-психологических тренингов

В зависимости от цели тренинга выделяют:

Инструментально-ориентированные тренинги

К ним относят социально-психологический тренинг поведения, который основывается на бихевиреальной традиции и рассматривает человека как предмет манипулирования. Цель этого подхода- овладение эффективными моделями поведения. Главное- это изменение поведения человека, а результат этого изменения- усвоенные навыки и опыт.

К таким тренингам относят:

  • тренинг стратегии решения конфликта
  • тренинг для управляющих
  • тренинг делового общения
  • тренинг социальных навыков и др.

Личностно-ориентированные тренинги

К ним относят группы личностного роста, где главные цели- это самораскрытие и получение знаний о собственной личности. В данном походе подчеркивается равенство психологических позиции тренера с участниками тренинга.

Примерами тренингов в рамках данного подхода являются:

  • группы встреч
  • экзистенциальные группы
  • психодинамические группы и др.

Методы социально-психологического тренинга

Для всего многообразия методов СПТ выделяются общие черты[4]:

  • Ориентация на широкое использование полученных навыков в ходе группового взаимодействия.
  • Принцип активности членов социально-психологического тренинга через включение в тренинг элементов исследования. Обучающиеся сами активно участвуют в выработке и получении знаний.
  • Методы социально-психологического тренинга предполагают вариант обучения на моделях

В качестве методов СПТ используются:

Стратегии ведения групповой работы

  • свободное ведение группы. Вмешательство тренера при этой стратегии минимально и сводится к активному слушанию участников тренинга и малочисленным комментариям.
  • программированное ведение группы. Тренер ведет групповую работу, ориентируясь на определенный план цикла занятия с темами и соответствующими упражнениями.
  • компромиссная форма ведения группы. Сочетание тренером программированности с отступлениями в сторону свободного стиля ведения группы. Данная стратегия является основной при проведении СПТ.

Принципы общения в СПТ

  • Общение по принципу «здесь и сейчас». Обсуждение группой единичного случая пребывания в группе или психологической реальности конкретного человека в настоящее время. Уход от общих абстрактных рассуждений в сторону конкретных фактов.
  • Принцип персонификации высказываний. Отказ участников тренинга от безличных форм высказываний, замена безличных суждений выражениями «я считаю», «я думаю» и т. п. Этим достигается конкретизация дискуссии, которая позволяет проводить аналитическую работу в группе.
  • Принцип акцентирования языка чувств. Данный принцип подчеркивает важность эмоциональной составляющей общения. В процессе тренинга необходимо акцентировать внимание участников на их эмоциональных состояниях и на том, как они это выражают с помощью языковых средств.
  • Принцип активности. Активное взаимодействие внутри тренинговой группы и включённость каждого члена группы в анализ группового процесса и другого участника.
  • Принцип доверительного общения. Доверительная атмосфера в группе и открытость являются залогом искренней обратной связи и богатого материала для нее.
  • Принцип кофиденциальности. Тренер устанавливает правило не выносить содержание общения за пределы тренинговой группы. Это будет способствовать созданию доверительных отношений в группе, предотвращать потенциальный ущерб участникам, позволит группе свободно развивать дискуссию.

Контингент участников

Контингент участников включает в себя две основных группы людей:

  • Представители коммуникативных профессий — руководители и менеджеры разных уровней, преподаватели, психологи, врачи и социальные работники, спортивные тренера и другие.
  • Люди, имеющие трудности в общении в различных сферах жизни.

Примечания

  1. Петровская Л. А. «Общение — компетентность — тренинг: избранные труды», М.: Смысл, 2007
  2. Vorwerg, Manfred — (* 1933 — † 1989) 1958—1961 Aspirant u. 1974—1989 Prof. am Inst. für Psychologie an d. Univ. Leipzig
  3. Учебно-методическое пособие «Социально-психологический тренинг»
  4. Петровская Л. А, Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.

Тренинг ораторского мастерства упражнения, тренинг 2.ком, тренинг шафрановой.

Нурмис, Хо, Чед, Gloster Javelin, Праздничная молитва (ид).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52