Скаткин, Михаил Николаевич

Скаткин Михаил Николаевич (11 августа 1900 — 7 августа 1991) — советский педагог.

Скаткин Михаил Николаевич
Дата рождения:

11 августа 1900(1900-08-11)

Место рождения:

с. Козлово Московская область

Дата смерти:

7 августа 1991(1991-08-07) (90 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

 Российская империя →
 СССР

Научная сфера:

педагогика

Место работы:

АПН СССР

Учёная степень:

доктор педагогических наук

Учёное звание:

профессор, Академик АПН СССР

Известен как:

выдающийся педагог

Награды и премии


Содержание

Биография

Педагогическую деятельность М. Н. Скаткин начал в 1919 году учителем начальной школы. С 1920 по 1930 год его жизнь связана с совместной работой с выдающимся отечественным педагогом [1]. В 1970 году защищает диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему «Проблемы дидактики» и получает звание профессора. В 1985 году избирается действительным членом АПН СССР.

Вклад в развитие педагогики

М. Н. Скаткин занимался методологией педагогической науки, вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и др. «Представления, понятия, законы, — пишет M.Н. Скаткин, — нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов — активный процесс мышления и деятельности учащихся»[1].Его исследования по фундаментальным проблемам дидактики (теории политехнического образования, принципов и методов обучения) легли в основу работ, проводимых в СССР и др. странах. М. Н. Скаткин одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения который он выделил, как самостоятельный впервые в отечественной дидактике в 1950 году. Многие годы сотрудничал с известным отечественным дидактом И. Я. Лернером. В результате этого сотрудничества ими разработана теория содержания образования и классификация методов обучения. Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60-80-е гг. М. Н. Скаткин отличался мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных её проблем, придавая их совокупности концептуальную целостность[2].

Труды

  • Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина.- М., 1975.
  • Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. — М., 1981.
  • Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении- М., 1965.
  • Скаткин М. Н. Вопросы теории построения программ в советской школе.- М.,1949.
  • Скаткин М. Н. Методология и методика пед. исследований.- М., 1986.
  • Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе.- М., 1952.
  • Скаткин М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе.-М., 1946.
  • Скаткин М. Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.- М., 1952.
  • Скаткин М. Н. О школе будущего.- М., 1974.
  • Скаткин М. Н. Политехническое обучение на современном этапе развития школы- М., 1956.
  • Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд . — М., 1984.
  • Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения.- М., 1971.
  • Скаткин М. Н. Формализм в знаниях учащихся и меры борьбы с ним.- М., 1956.
  • Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей- М., 1980.

Примечания

  1. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. — М., 1971. — С. 17.
  2. Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1993.

Ссылки

  • М. Н. Скаткин — Российская педагогическая энциклопедия
  • М. Н. Скаткин — БСЭ
  • Краевский В. В. Три измерения педагогики (к столетию со дня рождения М. Н. Скаткина) // Интернет-журнал «Эйдос». — 2003.
  • М. Н. Скаткин — на сайте Научно педагогической библиотеки им К. Д. Ушинского

Скаткин, Михаил Николаевич.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52