Салмин Алексей Михайлович (18 февраля 1951 года, Казань — 8 сентября 2005, Москва) — российский политолог.
Содержание |
Окончил восточное отделение факультета международных отношений Московского государственного института международных отношений в 1973. Профессор, доктор исторических наук.
С 1999 был членом президиума Ассоциации международных исследований. С 1998 входил в состав Совета по Этническому согласию Проекта по этническим отношениям (Принстон, США). Был членом Совета по внешней и оборонной политике (Москва), сопредседателем с российской стороны Ассоциации «Болгария — Россия», главным редактором журнала «Полития» (Москва), членом редакционных советов журналов «Полис» (Москва), «Transitions» (Брюссель), «Controversia» (Талахасси, Флорида), «Europa-Europe» (Рим), «Стратегия России», членом корреспондентского совета журнала «Limes» (Рим), членом экспертного совета «Политического журнала».
Входил в состав диссертационного совета по политологии МГИМО(У).
Был одним из создателей современной российской политической науки. Занимался сравнительным анализом политических культур и институтов, межэтническими и межконфессиональными отношениями. Внес значительный вклад в изучение проблем демократии в современном мире: его монография «Современная демократия: очерки становления» стала классическим исследованием в этой области. Был человеком энциклопедических знаний — историком, политологом, философом.
Европейскую философскую традицию А. М. Салмин знал не хуже, а, наверное, лучше многих своих европейских коллег. Как иностранец, выучивший чужой язык настолько хорошо, что с ним не мог сравниться ни один из тех, для кого этот язык был родным. Ничего не умея делать вполсилы, Алексей Михайлович прочел всех — от античных философов до новинок западной политической мысли. Но энциклопедичность его знаний — не в объеме прочитанного, не в количестве, а в качестве освоения материала. Разница между А. М. Салминым и иным (хорошим) ученым-гуманитарием той поры можно уподобить разнице между комментариями к «Евгению Онегину», сделанными Ю.Лотманом и В.Набоковым. Первый комментарий — эрудированный и умный экскурс в пушкинскую эпоху в России, подробно рассказывающий о том, как и почему автор заставляет своего героя вести себя так, а не иначе. Второй — взгляд «человека мира», для которого Онегин и его автор — часть цельной картины мировой культуры, обращенный как к искушенному отечественному, так и к просвещенному зарубежному читателю. Пушкинский роман у Набокова сверкает как яркий бриллиант в диадеме других достижений мировой культуры. А. М. Салмин был продолжателем той (увы, немногочисленной) когорты наших соотечественников, для кого «русское» и «мировое» было не антитезой, а единым целым. Пушкин, Набоков… мало кого еще можно поставить в этот ряд?
Салмин, Алексей Михайлович.