Романы с ключом (фр. roman à clef) — светские романы, получившие распространение в Испании XVI века и Франции XVII века, в которых за условными историческими или мифологическими персонажами угадывались современные придворные[1]. Зачастую к такому роману прилагался «ключ» — список, где указывалось, кто из придворных зашифрован в качестве того или иного персонажа.
Автор романа с ключом, как правило, выставлял своих современников в неприглядном свете, раскрывал сведения о негласных связях между влиятельными фигурами. Основная интенция автора такого романа — сатирическая. Поскольку аллюзии на современников были понятны только ограниченному кругу посвящённых, это ограждало автора от преследований со стороны власть предержащих.
Классический пример романа с ключом — 13000-страничный «Великий Кир» мадемуазель Скюдери — претендует на звание самого пространного произведения французской литературы[2]. В Восточной Европе к этой категории относится первый молдавский роман «Иероглифическая история» Дмитрия Кантемира (1704-05).
Примерами сочинений советского времени, поддающихся прототипической расшифровке, могут служить «Скандалист» В. Каверина, «Козлиная песнь» К. Вагинова, «Театральный роман» М. Булгакова, «Алмазный мой венец» В. Катаева[3].
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Роман с ключом.