Розничная торговля Украины

Перейти к: навигация, поиск

Розничная торговля Украины превратилась в один из важнейших двигателей экономического роста экономики страны с момента начала экономических реформ и либерализации рынка в конце 1980-х годов, хотя розничная торговля существовала как в УССР, так и царской России. С начала 2000-х годов главным катализатором роста современной розницы является рост потребительского спроса на внутреннем рынке страны, который позволяет сглаживать колебания на экспортных направлениях, которые стали наиболее очевидны после начала долговременной стагнации на мировом рынка и экономического спада в странах Еврозоны, больно ударившего по тяжёлой промышленности Украины. Характерной особенностью украинской розничной торговли является преобладание отечественных сетей над иностранными[1]. Среди негативных факторов, однако, можно выделить резкое сокращение численности населения страны, что представляет угрозу для будущего развития рынка розницы в стране.

История

Несмотря на то, что значительная часть продукции в сёлах и райцентрах продолжает реализовываться на рынках, а также мелких частных магазинах, начиная с начала 2000-х в крупных городах страны возросла роль современных крупных сетевых форматов (например, «Велика Кишеня»). Примечательно то что благодаря тому что страна осталась в стороне от от евроинтеграционных процессов, на Украине не произошло повторение так называемого польского сценария, при котором розничная торговля была в скором времени полностью перекуплена иностранными (англ., фр., и нем.) компаниями[1]. К примеру, в 2006 году в пятёрку крупнейших торговых сетей Украины из иностранных компаний входил только немецкий METRO, остальные не входили даже в десятку крупнейших. Наиболее насыщен розничной продукцией современных форматов рынок Киева: уже в 2005 году им было охвачено порядка 70% киевлян[2]. С конца 2000-х современная розница активно проникает и в крупные города на периферии. В 2012 году наибольшим оборот розницы был в Киеве (101 млрд 526,6 млн грн) и Донецкой области (82 млрд 562,9 млн грн), наименьшими показателями отличались г. Севастополь (9 млрд 237,6 млн грн) и Черновицкая область (11 млрд 255,3 млн грн)[3]. При этом по темпам роста розницы лидировали Волынская область (на 12,5%, до 12,6 млрд.грн.), Киевская область (на 12,3%, до 25,5 млрд.грн.) областях, Севастополь (на 12,2%, до 7,7 млрд.грн.), АР Крым (на 12%, до 31,7 млрд.грн.) и Киев (на 11,3%)[4].

Современное состояние и перспективы

В 2014 году объём розничной торговли снизился на 8,6%[5].

В перспективе на развитие украинской розницы будет негативно сказываться быстрое сокращение численности населения страны (на 100 000 в год). Кроме этого, быстрый рост розничного оборота в стране часто происходит за счёт импорта, что усиливает отрицательное сальдо торгового баланса[3].

См. также

Примечания

  1. ↑ В Украине невозможно повторение польского сценария, когда розничная торговля была полностью перекуплена иностранными компаниями, — эксперт. | Новости экономики | РБК-Украина.
  2. Новости рынков — Новости и публикации | UBS.
  3. ↑ Розничная торговля в Украине за 2012 г. выросла на 15,9 % | Новости экономики | РБК-Украина.
  4. Розничная торговля в Украине замедлила рост // Ліга.Бизнес.
  5. Оборот розничной торговли в Украине в прошлом году упал на 8,6% // УНИАН от 16 января 2015

Ссылки

  • Ритейл в Украине: основные правила организации торговой сети

Розничная торговля Украины.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52